Фаина Георгиевна Раневская родилась 15 (по старому стилю), 27 (по новому стилю) августа 1896 года в г. Таганроге в большом двухэтажном доме из красного кирпича на Николаевской, 12, в состоятельной еврейской семье.
«…Я вижу двор, узкий и длинный, мощеный булыжником. На дворе сидит на цепи лохматая собака по прозвищу Букет. Букет всегда плачет и гремит цепью. В чёрном небе – белые звезды, от них светло…»
Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай».
Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова, из некоторых источников – Валова).
«Существует понятие "с молоком матери". У меня – "со слезами матери". Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная,- она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери – газета: "…вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов"…»
В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла.
Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.
Судя по высказываниям самой Фаины Григорьевны, она не была счастлива в родительском доме: "Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве..."
Трудно понять, почему, живя без всяких материальных проблем в семье, где у неё были ещё брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина в её повышенной ранимости из-за лёгкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
"Пышка" (1934)
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать её оттуда. "Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась.
"Дума про казака Голоту"(1937)
Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…" В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
"Ошибка инженера Кочина"(1939)
«Ненавидела гувернанатку, ненавидела бонну немку. Ночью молила бога, чтобы бонна, катаясь на коньках, упала и расшибла голову, а потом умерла. Любила читать, читала запоем. Над книгой, где кого-то обижали, плакала навзрыд, - тогда отнимали книгу и меня ставили в угол…»
"Подкидыш"(1939)
«Впервые в кино. Обомлела. Фильм был в красках, возможно, "Ромео и Джульетта".
Мне лет 12. Я в экстазе, хорошо помню мое волнение. Схватила копилку в виде большой свиньи, набитую мелкими деньгами (плата за рыбий жир).
Свинью разбиваю. Я в неистовстве – мне надо совершить что-то большое, необычное.
По полу запрыгали монеты, которые я отдала соседским детям: "Берите, берите, мне ничего не нужно…"»
"Подкидыш"
«В городе, где я родилась, было множество меломанов. Знакомые мне присяжные поверенные собирались друг у друга, чтобы играть квартеты великих классиков. Однажды в специальный концертный зал пригласили Скрябина. У рояля стояла большая лира из цветов. Скрябин, выйдя, улыбнулся цветам.
"Человек в футляре"
Лицо его было обычным, заурядным, пока он не стал играть. И тогда я услыхала и увидела перед собой гения. Наверное, его концерт втянул, втолкнул душу мою в музыку. И стала она страстью моей долгой жизни…»
«В театре в нашем городке гастролировали и прославленные артисты. И теперь я еще слышу голос и вижу глаза Павла Самойлова в "Привидениях" Ибсена: "Мама, дай мне солнца…" Помню, я рыдала…
"Любимая девушка" (1940)
Театр был небольшой, любовно построенный с помощью меценатов города. Первое впечатление от оперы было страшным. Я холодела от ужаса, когда кого-то убивали и при этом пели. Я громко кричала и требовала, чтоб меня увезли в оперу, где не поют.
Кажется, напугавшее меня зрелище называлось "Аскольдова могила". А когда убиенные выходили раскланиваться и при этом улыбались, я чувствовала себя обманутой и еще больше возненавидела оперу.»
"Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"(1941)
Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле "Вишневый сад" А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет.
"Мечта" (1941)
Кстати, псевдоним "Раневская" именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: "Как красиво они летят!". Её спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
"Александр Пархо- менко" (1942)
Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале. Она поняла, что её призвание - театр. "Профессию я не выбирала, - скажет позже Фаина Григорьевна, - она во мне таилась".
После возвращения домой Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло (А.Н.Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть своё заикание.
"Родные берега"
В это время она участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей.
О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.
"Свадьба" (1944)
В 1915 году Раневская уезжает из Таганрога в Москву. В своей биографии Ф. Г. Раневская позже писала:
"В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки".
"Небесный тихоход"
Раневская жила в маленькой комнатке на Б. Никитской. Именно в эти годы она знакомится с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, происходит её первая встреча с В. И. Качаловым.
"…Родилась я в конце прошлого века, когда в моде еще были обмороки. Мне очень нравилось падать в обморок, к тому же я никогда не расшибалась, стараясь падать грациозно. С годами это увлечение прошло. Но один из обмороков принес мне счастье, большое и долгое.
"Слон и верёвочка"
В тот день я шла по Столешникову переулку, разглядывала витрины роскошных магазинов и рядом с собой услышала голос человека, в которого была влюблена до одурения. Собирала его фотографии, писала ему письма, никогда их не отправляя.
"Весна" (1947)
Поджидала у ворот его дома… Услышав его голос, упала в обморок. Неудачно. Сильно расшиблась. Меня приволокли в кондитерскую, рядом.
Она и теперь существует на том же месте. А тогда принадлежала француженке с французом. Сердобольные супруги влили мне в рот крепчайший ром, от которого я сразу же пришла в себя и тут же снова упала в обморок, так как этот голос прозвучал вновь, справляясь, не очень ли я расшиблась…"
"Золушка" (1947)
Начинала она свой путь актрисы с участия в массовках на сценах провинциальных театров...
"Рядовой Александр Матросов"(1947)
В 1973 г. Раневская переехала в Южинский переулок.
Небольшой холл с репродукциями Тулуз-Лотрека, громоздкий шкаф с двумя дверцами. Дальше можно было пройти направо по коридору на кухню и в спальню, сплошь темно-синюю, сплошь в фотографиях: Павла Леонтьевна, Ахматова, Качалов…
"У них есть Родина"
Прямо из прихожей – полугостиная-полукабинет – просторная комната, казавшаяся очень нарядной из-за светло-зеленого гарнитура карельской березы, купленного на гастролях в Прибалтике.
Прямо перед большим окном – лимонное дерево в кадке, когда-то росшее неподалеку от дома Чехова в Ялте и привезенное оттуда в подарок Раневской.
А справа - портреты собак, глаза Бабановой, профиль Ахматовой, Качалов, дворняга с ежом, Плисецкая с пуделем, Раневская с Нееловой и Маяковский.
"Девушка с гитарой"
Во время одной из репетиций Раневская написала Плятту в тетрадке:
«Собаку взяли! И у меня счастливый день!..»
У него были кривые лапы, огромное брюхо и седой хвост.
Как же она могла назвать этого страшненького, лупоглазого уродца?!
"Драма" (1960)
Конечно же Мальчиком! Только Мальчиком.
У Мальчика был сволочной характер редкого эгоиста и привереды, но это было единственное существо на свете, разделившее последнее одиночество Раневской.
26 января 1975 г. умерла Л.Орлова.
«Любовь Орлова! Да, она была любовью зрителей, она была любовью друзей, она была любовью всех, кто с ней общался. Мне посчастливилось работать с ней в кино и в театре. Помню, какой радостью для меня было её партнёрство, помню, с какой чуткостью она воспринимала своих партнеров, с редкостным доброжелательством.
"Осторожно, бабушка!"
Она была нежно и крепко любима не только зрителем, но и всеми нами, актёрами. С таким же теплом к ней относились и гримёры, и костюмеры, и рабочие – весь технический персонал театра. Её уход из жизни был тяжёлым горем для всех знавших её.
Фитиль (1965)
Любочка Орлова одарила меня своей дружбой, и по сей день я очень тоскую по дорогом моем друге, любимом товарище, прелестной артистке. За мою более чем полувековую жизнь в театре ни к кому из коллег моих я не была так дружески привязана, как к дорогой доброй Любочке Орловой».
Фитиль (1964)
Из воспоминаний И.Саввиной:
«Я не помню, чтобы Раневская что-нибудь для себя просила, искала какую-либо выгоду. При этом у нее было обостренное чувство благодарности за внимание к ней.
В связи с 80-летием её наградили орденом Ленина, и мы, несколько человек, приехали с цветами поздравить Фаину Георгиевну (постановление опубликовано еще не было, только в театр сообщили, и Раневская ничего не знала). Реакция ее была неожиданной.
Мы привыкли к её юмору – даже болея, шутила над собой. А тут вдруг – заплакала. И стала нам еще дороже, потому что отбросила завесу юмора, которым прикрывала одиночество».
"Лёгкая жизнь"
Из дневника Раневской:
«Вчера возили на телевидение. Вернулась разбитая. Устала огорчаться. Снимали спектакль «Дальше – тишина». Неумелые руки, бездарные режиссеры телевидения, случайные люди.
Меня не будет, а это останется
Елена Камбурова рассказывала:
«Три года – 82-й, 83-й, 84-й мы встречали вдвоем…
Встреча 1982 года оказалась презабавной: до самой полуночи мы, как малые дети, с упоением рассматривали альбом собак, и каждая выбирала себе самую красивую.
"Дальше - тишина"
Трудно было остановиться на чём-то – одна лучше другой. Уже произнёс поздравительную речь с экрана телевизора наш очередной правитель, уже забили куранты, а мы всё никак не могди оторваться от «собачьей темы»
В преддверии 84-го года я пришла к Ф.Г., чтобы опять встретить праздник вместе. Она лежала, чувствовала себя очень слабой. Так уж сложилось, что ни одно наше свидание, ни одна беседа не обходились без слова Пушкина.
Донское кладбище
И на этот раз мы сначала вполголоса разговаривали, потом Раневская попросила почитать что-то из Пушкина… Где-то в двенадцатом часу она закрыла глаза.
И уснула… Последний год своей жизни она встретила во сне…»
Потом больница, инфаркт, пневмония… Надежда… И опять больница…
Из воспоминаний Марины Неёловой:
«Врачи просят не утомлять. Сидим в коридоре.
«Ну не надо плакать, все будет хорошо», - говорит мне медсестра.
Что хорошо, тромб оторвался, и страшные боли.
Мне пора ехать на спектакль. Иду прощаться. Целую руки, лоб, щеку.
Благослови вас Господь, деточка, будьте счастливы!»
Фаина Георгиевна Раневская ушла из жизни 19 июля 1984 года. Похоронена в г. Москве, на Донском кладбище (4 уч.).
В Таганроге, рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, 16 мая 2008 года был открыт первый в России памятник Фаине Раневской (автор — Давид Бегалов)
Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.
О Фаине Раневской снимают документальные фильмы, пишут книги, издаются большими тиражами сборники её острот и афоризмов, фильмы с её участием регулярно показывают по телевидению...
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 9168
Добавил: Olesia
Дата добавления: 21.01.2014
Можно говорить о ее таланте часами и не сказать ничего и можно только лишь назвать ее фамилию и сказать этим ВСЕ! Книга с ее афоризмами и высказываниями постоянно находится у меня на столе!
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.