кадр из фильма «Бриллиантовая рука » (1968)
(24.01.1936 - 18.02.1992)
Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)
Народный артист РСФСР (1987)
Роман Филиппов родился 24 января 1936 года в Симферополе в семье актеров Ленинградского Большого Драматического Театра.
Его мать, Анна Григорьевна Кудерман, умерла от родов,
и до трёх
лет мальчика воспитывал его отец Сергей Александрович Филиппов и бабушка.
В 1939 году Сергей Александрович женился, и Роман переехал вместе с ним в Горький (теперь Нижний Новгород). Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, женщина высокой культуры, не имела непосредственного отношения к театру, но понимала и много интересовалась им. Роман для сцены себя не готовил, он увлекался шахматами, был очень компанейским парнем, много
«Джентльмены удачи» (1971)
читал и очень хорошо знал литературу.
Как-то в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр. Знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы,
"Человек не сдаётся" (1960)
где тогда учился Роман, попросила прослушать учеников для определения сценического таланта. На кастинг явился рослый, могучий десятиклассник Филиппов, в жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошел в класс — там сидела за столом и что-то писала Пашенная. Звучно поздоровался. Гениальная актриса только вскинула на него
"Впереди - крутой поворот" (1960)
глаза — и тут же выдохнула: «Все! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!»
В 1953 году Филиппов закончил среднюю школу. Через год Роман стал студентом театрального училища им. Щепкина, где его педагогом оказалась именно Вера Пашенная.
Окончив училище в 1957 году, Филиппов был принят в труппу Малого театра, куда он пришел полным надежд и желанием много играть. Главным режиссёром театра был Михаил Иванович Царёв - блестящий, известный артист, и отношения между ним и Филипповым не сложились. В 1960 году Роман Сергеевич переходит в Театр имени Пушкина к главному режиссеру Борису Ивановичу Равенских.
«Зелёный фургон» (1959)
Одновременно, в 1962 году, по совместительству, актер работает во Всероссийском гастрольно-концертном объединении, где играет в спектакле «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского, поставленный Иоакимом Шароевым. Эта постановка получила высокую оценку в прессе и, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.
с И. В. Ильинским
Несколько лет поработав в Москве, в 1962 году Роман Филиппов женится и переезжает к жене в Минск, где служит в Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы. Благодаря лингвистическим способностям, Филиппов быстро преодолевает языковый барьер и становится одним из ведущих актеров этого театра. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване»,
"Девчата" (1961)
Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Более того, Роман Сергеевич увлёкся белорусской поэзией, занялся переводами, для себя. В белорусском телефильме «Крах» он сыграл Григория Распутина. За эту роль актёр был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Первом международном фестивале телефильмов в Болгарии в 1968 году. За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
«Джентльмены удачи»
В 1969 году Роман Сергеевич возвращается в Малый театр и работает на его сцене до конца жизни, сыграв 32 роли. Царёв признал, что Филиппов - нужный актёр. И они вместе играли спектакли. Среди сыгранных ролей Филиппова: Глоба в
"Донская повесть" (1964)
«Русских людях», полковник Иванов в «Так и будет», Несчастливцев в «Лесе», Скалозуб в «Горе от ума», Борцов в «Пучине», Лотохин в «Красавце-мужчине», Осип в «Ревизоре», Абрезков в «Живом трупе», Скотинин в «Недоросле», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие.
У него был удивительный дуэт
"Последний хлеб" (1963)
в «Лесе» с Игорем Владимировичем Ильинским — Счастливцевым. Зал взрывался смехом, когда в спектакле «Ревизор» Весник-Городничий говорил Филиппову — Осипу: «Друг, у тебя очень хорошее лицо!» Свои роли Филиппов играл замечательно.
"Рогатый бастион" (1964)
Роман был большим острословом в жизни. Однажды, перед вылетом на гастроли на Дальний Восток они сутки просидели в аэропорту «Домодедово», на что он изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!» А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары
"Город мастеров" (1965)
Роман сообщил: «Так долго набирать высоту — это низость!»
В кино Роман Сергеевич дебютировал в 1954 году в эпизодической роли борца в фильме «Чемпион мира», а первая заметная работа случилась только в 1959 году в фильме «Зеленый фургон», где актер сыграл роль Федьки Быка.
"Три толстяка" (1966)
С первых же работ в кино Филиппов проявил себя как интересный комедийный и характерный актер. Обладая фактурной внешностью и фигурой, исполнял, в основном, роли всевозможных здоровяков, наделяя своих героев тонким юмором и иронией.
"По Руси" (1968)
Острохарактерный актёр, обладавший незаурядными внешними данными: мощной фактурой, низким голосом, ярким темпераментом, он прекрасно справлялся с небольшими ролями в фильмах «Девчата», «Город мастеров», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Женатый холостяк»,
"Старики-разбой- ники" (1971)
«Чародеи», «Дикая охота короля Стаха», «Кортик».
Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется». Действительно, на сцене его нельзя было не заметить, и на экране тоже. В «Джентльменах удачи» у его героя зэка Николы Питерского лишь две фразы, в «Бриллиантовой руке» – чуть больше, но эти эпизоды с Филипповым знают все.
«Тени исчезают в полдень» (1971)
Конечно, дело не фактуре актёра, а в таланте, и шёл он к такому «ювелирному» мастерству много лет.
Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли зэка Николы Питерского «строит» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины.
«12 стульев» (1971)
Фразу Николы «А вам не кажется, что ваше место возле параши?» до сих пор с восторгом цитирует народ. Великан с душой ребёнка – любимый кинообраз Филиппова.
Об одной из работ актёра критики писали: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций.
«Бриллиантовая рука» (1968)
В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».
В героях Филиппова привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни
«Саша-Сашенька» (1966)
он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход.
"Кортик" (1973)
Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.
В 1987 году Роман Филиппов был приглашен в ГИТИС преподавать художественное слово, в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента.
"Любовь земная" (1974)
Роман Сергеевич был очень разносторонним человеком – писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый
"Лес" (1975)
разряд по фехтованию. Принимал участие в озвучании мультфильмов, был автором текстов к песням из кинофильмов. Актер свободно владел помимо белорусского, польским и немецким языками.
У него была целая серия стихов. Вот, к примеру, стихотворение «Масленица»:
«Вход в лаби- ринт» (1989)
Я изучаю стол накрытый
То с той, то с этой стороны.
Сегодня с волчьим аппетитом
Пришел я в гости на блины.
Из кухни слышен звон посуды,
В кругу закусок всех мастей
Там огнедышащие груды
Блинов готовят для гостей.
Не в силах справиться с волнением,
Я отошел, стою в углу,
"Джентльмены, которым не повезло" (1977)
И ожидаю с не терпеньем,
Когда же пригласят к столу.
Вот вкусом жирным, душным, едким
Пахнуло вдруг со стороны –
В судке, накрытые салфеткой,
Несут! несут! несут блины!
От запотевшего графина
Я глаз не отрывал давно –
Незаурядная картина!
Её б тотчас на полотно!
"Баламут" (1978)
Рубинами икра сверкает,
Сметана, белая, как снег,
Икру собою оттеняет,
Манит, и тает человек!
Трактат о первой рюмке водки
Я б написал — глоток слюны,
Слюна во рту, на подбородке,
И к черту водку! Жду блины!
Иные люди без понятья
Блин режут, вилкою едят!
"По улицам комод водили..." (1978)
Блины люблю руками брать я,
В том есть особый аромат!
Свернёшь в трубу, приправишь рыбкой,
Набьешь туда сардин иль шпрот –
И вот с блаженною улыбкой
Его препровождаешь в рот.
И вот, друзья, в мгновенья эти,
Когда во рту кусок блина,
Жизнь ощущаешь в новом свете,
Она насыщена, полна!
"В начале славных дел" (1980)
И все в ней чисто, полно, ясно,
Досыта ешь и вволю пей!
Да, Масленица, ты прекрасна!
В году таких немного дней!
Часы летят, закуска тает,
Собака лает со двора,
И вот до Пасхи наступает
Поста унылая пора!
У Филиппова была прекрасная память. Он даже жаловался, что помнит всё, что учил наизусть: от «дедушка, дедушка, сделай мне свисток» в школе до целых страниц из
"Незнакомец" (1980)
истории КПСС, которые он просматривал перед экзаменом и потом старался говорить не буквально по тексту. С большим вниманием читал детективы на польском языке, осторожно перелистывая маленькие страницы своими большими пальцами. При желании мог говорить по-немецки, причем без акцента.
"Юность Петра" (1980)
Участие в шахматных баталиях по радио, по газетам принесло ему славу блестящего шахматиста и друга гроссмейстера Алексея Суэтина, с которым он познакомился в Белоруссии.
Виктор Борцов рассказывал: «Он был настолько разносторонен, это шахматы все время, на уровне мастеров, Суетин в гримерке, еще какие-то мастера там, это все во время спектакля.
"Доходное место" (1981)
Тут же преферанс. Он оставил стихов столько, посвященные полтруппе. Очень смешных, и когда банкет, всегда — Рома, прочти».
Роман Сергеевич участвовал в концертных программах «Верую», «Смеяться, право, не грешно», «Вечер советского рассказа». В начале 70-х было решено назначить Романа Филиппова главным Дедом
"Женатый холостяк" (1982)
страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной — Кремлевской — елке. И он добросовестно играл эту роль 20 лет своей жизни.
Поздравлять детишек с Новым годом в Кремле было не менее почетно и ответственно, чем трудиться на серьезной партийной работе. Поэтому согласия актера занять должность главного Деда Мороза никто не спрашивал: ему просто сообщили о «назначении». Зарплата Деда составляла астрономические для советских времен
"Чародеи" (1982)
800 рублей, а в Кремль его отвозила комфортабельная «персоналка» — почти как членов Политбюро. Сорвать шоу было практически невозможно — оно заранее записывалось и шло под «фанеру».
Филиппов дорожил «оказанным доверием», и даже платил немалые «отступные» дублерам в Малом, чтобы те без шума подменяли его на спектаклях,
"Дети солнца" (1985)
по времени совпадавших с елками. А сам потихоньку сбегал в Кремль. При этом Филиппов никогда не состоял в партии и сам ставил в Малом шельмуемых в то время Астафьева и Булгакова, чтобы ездить с этими «полулегальными» спектаклями по провинции. Однажды он со злорадством рассказал актеру, своему большому другу Виктору Борцову, как на одной из елок устроители решили показать детям хронику трудовых достижений советского народа — как в программе «Время».
"Акселератка" (1987)
На генеральной репетиции представления ребята, увидев надоевшие монотонные кадры, вдруг начали свистеть! «Что они могут понимать? А понимают же...» — радовался Филиппов.
Если все дети страны мечтали увидеть главного Деда Мороза, то все папы мечтали о том, чтобы с ним выпить. Когда Филиппов шел на спектакль в Кремль, у Кутафьей башни его поджидала
"Недоросль" (1987)
толпа радостных мужчин с бутылками в руках, скандировавших: «Приезжайте к нам на Колыму!» Жене актера приходилось идти впереди, расталкивая бутылки. За что муж прозвал ее «гестапо».
Жена актера Екатерина Филиппова вспоминала, что Роман Сергеевич мог «принять на грудь» перед выходом на сцену, но играл всегда профессионально.
"Сувенир для прокурора" (1989)
Прокол случился лишь однажды: видимо, не рассчитав «дозу», актер замешкался и не сразу вышел на бис. К счастью, техники успели остановить фонограмму. Другим участникам представления пришлось принять огонь на себя: «Где наш дедушка? Может, заболел? Давайте дружно надуем вьюгу!» Дочка Филиппова,
"Аферисты" (1990)
не верившая в Деда Мороза, в тот момент дула особенно старательно. А потом пожурила маму: «Папа болеет, а ты не знаешь!»
Простым людям пообщаться с Дедом Морозом, как правило, не удавалось. Зато для товарищей, вхожих
"Хищники" (1991)
в высокие кабинеты, это было делом привычным. В трудовую нагрузку главного Деда Мороза входило личное вручение подарков внукам больших партийных шишек. Об этой церемонии в специальном кабинете во Дворце съездов
«Заложники "Дьявола"»
Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то член политбюро Гришин, приведя за подарком внука, похвастался: мол, внучек у него круглый отличник.
Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то — и не быть отличником!»
Последняя елка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года. В феврале актера не стало: причиной
его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб.
Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем с ним спектакле, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу. Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В тот раз вдруг сказали: «Прощается». И оказались правы.
18 февраля 1992 года Романа Филиппова не стало: причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 15652
Добавил: Olesia
Дата добавления: 18.01.2014