Родился 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилёвского уезда Могилёвской губернии (сейчас Шкловский район, Белоруссия) в бедной крестьянской семье Алейниковых. Родители умерли в начале 1920-х годов. Старшие сестра Катерина и брат Николай, погибли в 1932 году.
Путь в кино
"Драгоценные зерна"
В 10 лет Петя Алейников ушёл из дома, пошёл попрошайничать. В начале 1920-х годов попал в Шкловскую школу-интернат, начал учиться. В свободное время местный киномеханик обучал его своему нехитрому ремеслу, и благодаря ему мальчик пристрастился к кино. Мечтал стать киноартистом. Именно поэтому он вскоре сбежал из интерната и подался в Москву. Но на одной из железнодорожных станций его выловили и определили в Барсуковскую детскую трудовую колонию.
"Семеро смелых"
В колонии существовал собственный драмкружок, и Пётр стал в нём самым активным участником. В конце 1920-х годов он попал в Могилёвскую коммуну имени Десятилетия Октябрьской революции, гда Алейников создал собственный драмкружок.
Первые роли
В 1930 году Алейников с рекомендательным письмом от руководства колонии отправился в Ленинград и успешно сдал экзамены в Институт сценических искусств. Его первый кинодебют был эпизодическим — в 1932 году в фильме "Встречный". Затем была роль Петьки в "Крестьянах" (1935).
"Трактористы"
Однако это были не те роли, которые могли сделать его известным.
Через год Алейников был приглашён Герасимовым на крохотную роль в немом фильме "Люблю ли тебя?" Одной из партнёрш Алейникова в картине оказалась его однокурсница — Тамара Макарова. Он влюбился в девушку, однако признаться ей стеснялся. Но большим потрясение для него стало известие о романе Макаровой с Герасимовым. На какое-то время Алейников даже запил, а затем и вовсе покинул группу Герасимова. В 1935 году он стал выпускником Института сценических искусств.
Любимец зрителей
Однако именно Сергей Герасимов по-настоящему открыл Алейникову путь в большой кинематограф, когда в том же году пригласил его на одну из главных ролей в фильме "Семеро смелых". В этой картине впервые раскрылось его лирико-комедийное дарование и редкое обаяние. Роль поварёнка Молибога стала для актёра его звёздным часом.
"Конек-Горбунок" (1941)
Это фильм о молодых полярниках, уехавших на поиски олова в Заполярье, о стойкости и смелости героев в суровых условиях далекого Севера. Режиссеру Сергею Герасимову удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино. Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
"Шуми, городок" (1939)
Теперь Алейникова стали приглашать в один фильм за другим. Однако самым знаменитым фильмом в карьере актёра стала "Большая жизнь". После него Алейникова иначе, чем Ваня Курский, никто уже не называл. Его и после смерти называли Ваней Курским. На съёмках этой картины Алейников на всю жизнь подружился с другим замечательным нашим актёром — Борисом Андреевым.
Затем, в 1939 году, была роль в популярной музыкальной комедии "Трактористы".
"Шуми, городок"
Обаяние, подкупающая искренность, заразительная жизнерадостность его героев сделали Алейникова одним из любимых актеров 1930-1940-х годов. Лукавство и неподдельный задор героев Алейникова симпатизировали народу, в то время как большинство плакатных, безликих персонажей только и делали, что подавали пример и призывали к чему бы то ни было.
К началу 1940-х годов Алейников был уже кумиром советских кинозрителей. В 1940 году он впервые снялся в сказке — фильм "Конёк-Горбунок". Алейникову досталась центральная роль - Иванушки. В этом же фильме с ним сыграли его жена Валентина и маленький сынишка Тарас.
"Глинка" (1946)
В сороковые годы ХХ века Петр Алейников был предметом обожания всей Страны Советов. Алейников пользовался авторитетом даже среди уголовников - "обчистить" его квартиру у них считалось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и не сподобился. Хотя других артистов, исполнителей официозных ролей, эта участь стороной не обходила. Начальство же любило его гораздо меньше: человек он был сильно пьющий, ни в какие рамки не укладывался, партийного "политесу" не признавал.
"Небо Москвы" (1944)
Случались и посредственные фильмы. Так в 1940 году Алейников снялся в фильме "Случай в вулкане". Уже во время съемок стало ясно, что фильм обречен на провал. Сценарий никчемный, сюжет скучный и надуманный, герои бесцветные. Режиссер, довольно посредственный, пытался что-то выжать из картины, но, кроме ссор и размолвок на площадке, ничего не получалось. Тут проявился характер Алейникова. Когда ему в конце концов все это порядком надоело, он не выдержал, спустил брюки, повернулся к режиссеру спиной и сказал: "Вот ты кто, а не режиссер!" После чего покинул съемочную площадку.
В годы Отечественной войны талант Алейникова засверкал с новой силой. В фильме "Небо Москвы" (1944) Алейников сыграл третью, к сожалению последнюю, главную роль в своей недолгой карьере.
Закат в кинокарьере
"Донецкие шахтеры"
В 1946 году Алейников решил резко изменить актёрское амплуа и принял предложение режиссёра Лео Арнштама сняться в его фильме "Глинка" в роли... А.С. Пушкина. Алейников в роли поэта вызывал в зале дружный смех. И после этого Пётр Мартынович даже попросил снять его имя с титров фильма. С этого момента наступил закат в кинокарьере Алейникова. За четыре года он был приглашён сниматься только трижды, да и то в крохотные эпизоды. Во многом это объяснялось личной недисциплинированностью актёра.
"Во имя Родины" (1943)
В конце концов к началу 1950-х годов Алейников оказался за бортом большого кинематографа.
Иногда, чтобы хоть что-то заработать, Алейников соглашался выезжать с творческими бригадами московских театров на периферию.
"Небо Москвы"
В те годы многие, некогда набивавшиеся в друзья к Алейникову, отвернулись от него. Он был один, и часто местом его прогулок был Московский зоопарк.
В 1955 году молодой режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил в свой первый фильм "Земля и люди" Алейникова, который дал твёрдое слово во время съёмок не брать в рот ни капли спиртного. И своё слово сдержал. Это было первое появление актёра на экране после пяти лет творческого простоя. Однако изменить что-либо в судьбе Алейникова съёмки в этом фильме уже не смогли — болезнь зашла слишком далеко.
Эпилог
На рубеже 1950-1960-х годов Алейников снялся в эпизодических ролях в трёх фильмах.
Между тем алкоголизм вызвал массу других болезней. Он перенёс операции, в начале 1960-х годов из-за мокрого плеврита у него удалили одно лёгкое. Жизненные силы покидали этого некогда крепкого и жизнерадостного человека.
"Отчий дом" (1959)
Однако за несколько месяцев до смерти судьба всё-таки подарила Петру Мартыновичу радость новой драматической роли в фильме туркменского режиссёра Булата Мансурова "Утоление жажды". Радость Алейникова была ещё сильнее оттого, что в этой картине с ним должны были сниматься его дети: сын Тарас и дочка Арина. По двенадцать и более часов в сутки работал Пётр Мартынович, заражая своим трудолюбием всю съёмочную группу.
"Поэт" (1956)
И всё же болезнь окончательно надломила его. Он улетел в Москву и назад не вернулся.
Пётр Алейников скончался 9 июня 1965 года в Москве, в "высотке" на площади Восстания. До своего 51-го дня рождения он не дожил 33 дня.
Борис Андреев, узнав о намерениях властей похоронить его друга на второстепенном кладбище (ведь у Петра Мартыновича не было никаких официальных почётных званий, хотя он был истинно народным артистом), добился того,
чтобы Петру Алейникову было отдано то место на Новодевичьем кладбище, которое было зарезервировано для самого Бориса Андреева, народного артиста СССР. И его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 6).
За роль старого рабочего Марютина в фильме "Утоление жажды" Алейников в 1968 году на кинофестивале в Ленинграде был награждён специальным призом (посмертно).
О творчестве П.М. Алейникова снят фильм "Пётр Мартынович и годы большой жизни" (1974).
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 11474
Добавил: Olesia
Дата добавления: 21.01.2014
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.