кадр из фильма "Щит и меч" (1968)
(01.11. 1908 – 29.12.2001)
Детство и юность
Один из самых "сказочных" актеров отечественного кино. Создал галерею всевозможных царей, королей, разбойников и просто чудаковатых стариков.
"Случай в тайге" (1953)
Анатолий Львович Кубацкий родом из поляков. К театру его еще с юных лет пристрастил старший брат, который был актером любительского театра и нередко проводил дома репетиции. Позже, учась в школе, Анатолий познакомился с Леонидом Варпаховским (в будущем – известный режиссер), Леонидом Пироговым, Марией Мироновой и начал участвовать в самодеятельности.
Театральное образование юноша получил в студии знаменитого Юрия Завадского, но затем профессиональные дороги ученика и учителя разошлись в результате неприятного инцидента…
Театр и немного кино
В 1928 году Анатолий Кубацкий впервые снялся в кино. Молодому актеру доверили роль молодого сельского парнишки Федьки в фильме «Простые сердца».
"Дуэнья" (1978) >
Однако затем он надолго исчез из поля зрения режиссеров. За последующие 25 лет на экране он появился лишь раз – в 1938 году он сыграл небольшую роль денщика Ермохина в картине «Детство Горького».
Все эти годы Анатолий Кубацкий плодотворно работал на театральной ниве. Он участвовал в антрепризных спектаклях, выходя на сцену с Николаем Радиным, Марией Блюменталь-Тамариной, Борисом Борисовым, Ростиславом Пляттом, с 1942 по 1957 год был актером Московского Театра драмы под руководством Николая Михайловича Горчакова, который после войны стал называться театром Маяковского.
Позднее признание
"Убийство на улице Данте"(1956)
Вновь в кино Анатолий Кубацкий вернулся в начале 50-х. В 1952 году он сыграл трактирного слугу в экранизации гоголевского «Ревизора», а годом спустя – Никиту Степановича в фильме режиссёров Победоносцева и Егорова «Случай в тайге». Эта работа в полном смысле слова «открыла» актера для советского кинематографа. Его стали регулярно приглашать на самые разные роли.
"Дело было в Пенькове" (1957)
В 50-е годы он сыграл деда Никифора в драме «Море студеное», старосту Куля в картине «Партизанская искра», Глечикова в мелодраме «Дело было в Пенькове», Исидора в драме «Убийство на улице Данте», Куприянова в комедии «У тихой пристани», Угрюмова в «Сороке-воровке» и много других интересных ролей.
Но, прежде всего, своей внезапной популярности Анатолий Кубацкий обязан Александру Роу. Впервые великий киносказочник пригласил его в свою картину в 1958 году. Кубацкий блестяще исполнил роль короля Унылио в сказке «Новые похождения Кота в сапогах» и после этого стал любимым актером Александра Роу.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961)
Работа с Александром Роу
В его сказках он создал целую галерею всевозможных царей, разбойников и просто чудаковатых стариков.
"Варвара-краса, длинная коса"(1969)
Зрители и сегодня помнят его подводного царя Водокрута XIII в фильме-сказке «Марья-искусница», короля Йагупопа 77-го в фильме-сказке «Королевство кривых зеркал», атамана разбойников в фильме-сказке «Морозко», Одноглазого в фильме-сказке «Огонь, вода и... медные трубы», Афоню в фильме-сказке «Варвара краса, длинная коса»…
Сам Кубацкий, рассказывая о своей работе с Роу, признавался: «Надо сказать, что Роу никогда мне ничего не подсказывал, как и что играть. Никаких замечаний. Он считал - раз он пригласил артиста, артист сделает своё дело. И всё.
"Морозко"
Он был больше ремесленником, нежели творцом. Так что у него я снимался много и всё больше по королевской линии - король Йагупоп, король Унылио, царь Водокрут. Или наоборот - замухрышки-мужички, как кум Панас из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
"Новые похождения Кота в Сапогах"
Нужно сказать, что Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей, который обязан был принимать участие в его постановках: Милляр, Хвыля, Алтайская, Потёмкин, Павленко, Носова. И неважно, подходила роль актёру или не подходила. Он никого из нас не спрашивал и назначал на ту роль, на какую хотел. Сознательно я сыграл лишь короля Унылио в «Новых похождениях Кота в сапогах».
Королевство кривых зеркал
Я на эту роль пробовался, я на неё шёл. Во всех остальных фильмах меня не спрашивали…»
Снимался Анатолий Кубацкий и у других режиссеров. Наиболее известные его работы: Франц в приключенческой ленте Владимира Басова «Щит и меч», камердинер Капитоныч в экранизации великой «Анны Карениной», Бельмонтов в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и настоятель Пабло в комедии Михаила Григорьева «Дуэнья».
Много лет Анатолий Кубацкий работал на радио и в мультипликации. Самая знаменитая его роль - Гном в полнометражном фильме-сказке «Заколдованный мальчик».
Последние годы
"Марья-искусница" (1959)
Последние десять лет Анатолий Львович жил в Доме ветеранов кино Союза кинематографистов России. Там он и умер. По словам его сына Юрия: «Папа очень сильно болел. В последнее время он почти никуда не выходил. У него был рак. Саркома мягких тканей руки.
За все годы, что он жил в Доме ветеранов, никто из прежних знакомых к нему не приходил. А потому, когда отец умер, мы даже не знали, кому об этом сообщить. Думали, что члены актерской гильдии сами позаботятся, чтобы проинформировать об этом коллег по цеху. Но этого не случилось. Впрочем, у папы никогда не было друзей…»
Скончался Анатолий Львович Кубацкий 29 декабря 2001 года...
Его похоронили на Пятницком кладбище. Церемония прощания была более чем скромной. Проводить в последний путь Анатолия Львовича пришли лишь сын, невестка, внучка и медсестра, которая ухаживала за ним все последние годы.
Рассказывает Т. Исакова: «Из тех, кто делал первое русское кино, в живых остались единицы. В доме ветеранов кино таковых теперь (на начало 2002 года) двое: Дмитрий Орловский, игравший в эпизодах, и звезда 30-х годов Даниил Сагал, снявшийся в популярнейших тогда кинолентах „Белеет парус одинокий", „Боксеры", „Павка Корчагин". Сейчас, как и Анатолий Кубацкий, они забыты…»
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Новые похождения кота в сапогах (1958) Роль: дедушка Любы и Унылио, шахматный король
Просмотров: 12764
Добавил: Olesia
Дата добавления: 22.01.2014
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.