Андрей Файт (Фейт) родился 29 августа 1903 года в Нижнем Новгороде. В одном из архивов существует запись, датированная 1812 годом: "Братья Герман и Мориц Фейты организовали в России купеческую компанию и осели навсегда".
"Великий утешитель" (1933)
|
Скорее всего, они бежали из Германии от Наполеона.
Это далекие предки, а более близкие родственники будущего артиста активно занимались политикой, стояли у истоков организации "Группа народовольцев", которая располагала тайной типографией, в которой Андрей Юльевич Фейт, отец Андрея Андреевича, врач по профессии, и проводил большую часть свободного от основной работы времени. Его не раз арестовывали, а в 1896 году выслали на 8 лет в Восточную Сибирь.
"Пышка" (1934)
|
Супруга Андрея Юльевича, Анна Николаевна, тоже совмещала медицину с политикой, она активно помогала мужу и также преследовалась властями.
В 1905 году семья эмигрировала во Францию и поселилась в русской колонии под Парижем. Здесь младший сын Андрей учился в лицее. Здесь же, толи Фейты устали, или просто все правильно взвесили, но так или иначе, но с политикой они решили, что говорится "завязать". Сначала Анна Николаевна вернулась с детьми в Москву, а потом и Андрей Юльевич. На Родине он возглавил санаторий в Пушкине, а затем – знаменитый санаторий "Воробьевы горы", и даже написал удивительную книгу – "Популярные очерки по физиологии".
"Ке–Ке–Си"
"По щучьему веленью" (1938)
|
Андрей Файт, он изменил гласную букву в своей фамилии на "а", хотя в паспорте так и остался Фейтом, увлекся искусством. Началось все с Камерного Кружка Свободного Искусства - "Ке-Ке-Си". Это 5 человек организаторов, все писали стихи, все рисовали картины, были все актерами, а вот музыку... Нет, музыку, к счастью, сочинял только один. И было им по пятнадцать лет...
Тогда же Андрей Файт издал сборник стихов "Каскады страсти", который в количестве тридцати экземпляров был распродан на школьном вечере. А еще он читал стихи. Свои и чужие: стихи от Блока и "левее" до тех, которые звучали в "Кафе поэтов" и "Стойле Пегаса" на Тверской.
"Салават Юлаев"(1940)
|
Однажды члены "Ке–Ке–Си" даже пригласили выступить в кружке первых имажинистов, которые отнеслись к этому наредкость серьезно. Приехали Мариенгоф, Шершеневич и Кусиков. А вечер открыл Сергей Есенин.
Потом осуществили постановку стихотворной пьесы Алеши Масленникова "Ковчег Великолепных Дегенератов". Конечно же все знали, что представление "не соответствует" историческим фактам.... Но всех тогда больше интересовала зрелищная сторона дела. И со знаменитого дня премьеры Андрей Файт твердо решил стать актером.
Кинематограф
"Сибиряки"(1940)
|
Андрей Файт, собственно, ничего и не знал о кинематографе. С тем же успехом он мог заняться, к примеру, изучением китайских иероглифов. Это возникло случайно. Без учета возможностей.
Он узнал, что в Москве есть единственный в мире Государственный институт кинематографии. Тогда этот уникальный институт помещался в обыкновенную квартиру в Неглинном проезде.
"Патриотка" (1941)
|
Была зима. ГИК, созданный совсем недавно, находился на особом положении. Молодой человек мог явиться в середине года и выразить желание стать студентом. Ему тут же, в присутствии всех студентов устраивали экзамен, тут же, не отходя от стола, зачисляли.
"Совсем пропащий" (1973) |
И всё! И так Андрей Файт стал студентом ГИКа! А ГИК стал для него, как и для большинства студентов, источником надежд, радостей и разочарований.
Многие из студентов, правда, так и не увидели свет юпитеров. Иные, получив роли, снимались в одной-двух картинах и навсегда исчезали с экрана. Файту посчастливилось. Едва поступив в ГИК, он начал работать на производстве.
Немое кино
"Звезда" (1949) |
Известный кинорежиссер Владимир Ростиславович Гардин случайно встретил Файта и узнал, что парень обучается в ГИКе. К занятиям в этом вузе сам режиссер, естественно не без основания, относился скептически, но ему нужен был юнец. И он пригласил студента Андрея Файта на киностудию "Межрабпом-Русь", предложив роль в своем новом
"Лермонтов" (1943) |
фильме "Особняк Голубиных". Дебют прошел удачно, и Владимир Ростиславович тут же предложил одну из центральных ролей в фильме "Золотой запас".
Картина снималась по старинке – никаких репетиций, никаких обсуждений. Мало того, в дореволюционном кино было принято, что артисты снимаются в своих костюмах, за исключением работы в исторических картинах.
Актёры занимали друг у друга сапоги, галифе, френчи и шинели, переодеваясь иногда для каждого кадра.
"Крушение эмирата"(1955) |
Выглядело это довольно убого, но большой опыт и безусловная одаренность помогли Гардину довести картину до благополучного конца.
Интересен тот факт, что Андрей Файт одиннадцатилетним мальчишкой мог подружиться с великим Михаилом Ромом, тогда в конце декабря 1914 года, его решили познакомить с воспитанным мальчиком "из интеллигентного дома".
Тогда дружба не состоялась, но, к счастью, произошла и вторая встреча на Мосфильме. Они оба немного посмеялись над первым неудачным
"На дальних берегах"(1958) |
знакомством. Речь шла о постановке фильма "Пышка" по Мопассану.
Когда Ромм рассказывал о "Пышке", создавалось впечатление, что перед вами многоопытный кинематографист. А это была первая картина режиссера. "Пышка" была признана одной из лучших экранизаций зарубежной литературы в немом кинематографе.
Ромен Роллан тогда писал, что был крайне удивлен, насколько тонко удалось постановщику передать всю обстановку, атмосферу и быт Франции второй половины XIX века: "Даже мелочи, например, утки во дворе гостиницы! Какой француз не знает руанских уток? Это очень верно!"
Кино со звуком
"Казнены на рассвете..." (1964)
|
Приближалось то время, когда в кино ворвался звук. Ворвался властно, грубо, ломая традиции. Великий Немой уже достиг высокой степени совершенства, и не хотел умирать без сопротивления.
Но звук оказался сильнее. В труднейшем положении оказались и киноактеры, не имевшие никакой школы речи.
"Конец «Сатурна»" (1967)
|
А тут большое значения имели такие вещи, как тембр голоса, дикция, интонации. Но Файту преодолеть этот барьер оказалось легко.
Как-то все прошло безболезненно и совсем просто, в то время как звук преградил дорогу ряду актеров, успешно снимавшимся в немом кинематографе.
Военные годы
"Сильные духом"(1967) |
Андрей Файт не видел войны, о войне он знал по сводкам, газетам, фотографиям, рассказам и хроникальным фильмам, но ему пришлось испытать тяготы эвакуационной жизни. В 1941 году актер был эвакуирован в Сталинабад со студией "Союздетфильм".
Там актер снялся в героической драме "Железный ангел", по рассказу Николая Богданова. Блестяще сыграл в
"Бриллиантовая рука"
|
последней работе кинорежиссера Шнейдера в боевом киносборнике, фильме о партизанах, состоящим из двух новелл: "Лесные братья" и "Смерть бати", объединенных общими героями.
В то же время Андрей Файт снялся в главной роли вместе с Галиной Степановой в военном фильме Льва Кулешова о детях-партизанах Великой Отечественной войны "Учительница Карташова" по одноименному рассказу Льва Кассиля.
Участвовал в съемках биографического фильма "Лермонтов" об основных этапах жизни русского поэта Михаила Лермонтова, режиссера Альберта Гендельштейна.
"Встреча на Эльбе" (1949)
|
Сразу после войны Григорий Васильевич Александров приступил к постановке политического памфлета, драмы "Встреча на Эльбе". Режиссер предложил Андрею Файту чрезвычайно интересную роль – крупного фашиста Шренка. Над ролью Шренка-Крауса
"Молодая гвардия" (1948)
|
он работал увлеченно. Это как раз тот случай, когда актер появляется на экране в двух различных образах.
Сначала Шренка под видом борца за мир Хельмута Крауса заключают в концлагерь. Потом он исчезает и вновь появляется совершенно преображенным в сопровождении своей "дочери" у советского коменданта. Здесь Любовь Орлова сыграла свою первую отрицательную роль - "дочь", американскую разведчицу.
"Королевство кривых зеркал"
"Королевство кривых зеркал"(1963)
|
Великий режиссер – сказочник Александр Роу снял "Королевство кривых зеркал". Этот фильм стоит особняком в длинном списке его картин, доставивших столько радости детям. Андрей Файт играл главного министра королевства Нушрока – Коршуна.
Андрей Файт:
"Я играл главного министра Королевства Нушрока - Коршуна. Здесь я позволю себе вновь вспомнить ГИК. Институт давал отличную физическую подготовку - акробатика, бокс, фехтование, балетный станок, верховая езда, занятия на трапециях - всё это держало нас в отменной форме.
Эти занятия не могли не увлечь нас, молодёжь, и многие достигли в отдельных видах спорта высокой степени совершенства. В "Королевстве кривых зеркал" в
"Белый Клык"(1946)
|
возрасте шестидесяти лет я скакал верхом на лошади на продолжении почти всей картины.
Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Но падал на всём скаку через голову лошади не я. Это делал дублёр. И мне отнюдь не стыдно. Трюкач рискует во много раз меньше и делает он своё дело точнее и лучше.
"Огонь, вода и... медные трубы" (1967)
|
А техника съёмки сейчас на таком уровне, что зритель никогда не заметит подмены. Это был последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков.
Многие сцены, действительно, стоили большого напряжения сил. Но я ни в коей мере не ропщу, потому что мне помогала отличная физическая закалка..."
"Королевство кривых зеркал" снимали в Крыму, в Ялте, в излюбленном киногороде.
"Волшебная лампа Алладина"
"Волшебная лампа Аладдина" (1966)
|
В той же Ялте и близ Севастополя снималась еще одна сказка с участием Андрея Файта – "Волшебная лампа Алладина". Стоит заметить, что эту роль, вплоть до окончания съемок, актер с постановщиком Борисом Рыцаревым так окончательно и не договорились.
Одного увлекала идея показать Магрибинца в ироническом плане. Таким, волшебником-неудачником, забывающим текст своих заклинаний, мелким завистником. Актеру же хотелось показать грозную силу зла, поднимая тем самым подвиг героя. Ведь Магрибинец стремился овладеть волшебной лампой из-за возможности стать повелителем мира, ни больше, ни меньше!
"Приваловские миллионы" (1972)
|
И вот ряд сцен в фильме снят "по-рыцаревски", а ряд – "по-файтовски". Казалось бы, при таких условиях неминуемо должен возникнуть разнобой, приводящий к крушению роли. Но этого не произошло, даже наоборот – образ вырос, стал многограннее. Драматические места усилились комедийными. Эта одна из лучших ролей артиста.
Андрей Файт:
"В Ялте и близ Севастополя снималась третья моя сказка - "Волшебная лампа Аладдина". Это уже древний Восток. "Тысяча и одна ночь." Невероятно, но однажды меня уже приглашали сыграть Магрибинца в экранизации этой сказки. В 1938 году режиссёр Андриевский приступал к съёмкам "Волшебной лампы Алладина", но вскоре фильм был снят с производства. И вот в 1966 году я вновь оказался в костюме Магрибинца.
"Бегство мистера Мак- Кинли" (1975)
|
Это уникальный случай - через двадцать восемь лет тому же актёру предлагают играть ту же роль в том же фильме на той же студии. В театре это невозможно. В кино, где возраст сказывается гораздо быстрее, это почти невероятно.
Но дело, конечно, не в том, что за эти двадцать восемь лет я не изменился (увы! я изменился), а в том, что Магрибинец - существо без возраста. Ясно только, что он не юноша, а сорок ему лет, пятьдесят или семьдесят - никакого значения не имеет. Скажу лишь немного о своей роли.
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976)
|
Мне кажется, что вплоть до окончания съёмок мы с постановщиком Борисом Рыцаревым так окончательно и не договорились. Его увлекала идея показать Магрибинца в ироническом плане. Таким, знаете ли, волшебником-неудачником, забывающим текст своих заклинаний, мелким завистником.
Мне же хотелось показать грозную силу зла, поднимая тем самым подвиг героя. Ведь Магрибинец стремился овладеть волшебной лампой из-за возможности стать повелителем мира (ни больше, ни меньше!).
"Золотая тропа"(1945) |
И вот ряд сцен в фильме снят "по-Рыцаревски", а ряд - по-моему. Казалось бы, при таких условиях неминуемо должен возникнуть разнобой, приводящий к крушению роли. Этого не произошло. Наоборот - образ вырос, стал многограннее. Драматические места усилились комедийными. Мне нравится эта роль, сделанная нами вдвоём."
Андрею Файту в основном приходилось играть отрицательные роли. Ну, конечно же, играть героя приятнее. Ловить обращенные на тебя восхищенные взгляды, особенно в молодости...
"Тринадцать" (1936)
|
Увы, актёру это не было знакомо. На экране Андрей Файт организовывал заговоры, руководил шпионажем и диверсиями. А в самый решительный момент, когда, казалось, он вот-вот достигнет своей цели, его планы неизменно проваливались, и он нес заслуженное наказание.
"Гончарный круг"
В 1974 году Андрею Файту поступило предложение от Вадима Клавдиевича Дербенева сниматься в киноленте "Гончарный круг". Русскому крестьянину, колхознику Михаилу Лукичу Болотникову, пошел восьмой десяток.
"Гончарный круг"
|
Переняв по наследству от деда и отца гончарное мастерство, он всю жизнь "ляпает горшки", не подозревая, что он художник. Вот и весь, казалось бы, нехитрый сюжет фильма. В фильме есть только три человека – старый мастер Лукич, его друг Макар, актер Сергей Тихонов и кинорежиссер, роль которого блестяще сыграл Эдуард Марцевич. На их простых взаимоотношениях и держится фильм. Роль Лукича предложили Андрею Файту.
"Гончарный круг" стал настоящей творческой победой и режиссера и актеров. "У артистов, за редким исключением, планов не бывает. Чаще бывают надежды". Ну, а надежды иногда и сбываются. Порой даже самые фантастические. Так случилось, что работа над этим фильмом совпала с семидесятилетием и пятьюдесятью годами работы Андрея Файта в кино. Роль старого мастера Болотникова в фильме "Гончарный круг" стала значительной работой артиста, его последней победой.
"Сильнее урагана"(1960)
|
Личная жизнь
Еще в институте Андрей Файт женился на актрисе Галине Кравченко, красавице, героини немого кино. Но с ней актер прожил недолго. Вскоре она стала женой Александра Каменева – сына Льва Каменева. Андрею Файту же приписывали множество романов с самыми знаменитыми актрисами советского кино. Что правда, а что вымысел – сейчас уже никто не скажет.
Однако его новая жена, Мария Николаевна Брилинг, никакого отношения к кино не имела. В браке с ней у Андрея Андреевича родился сын Юлий. Юлий Файт, окончил ВГИК, мастерскую Михаила Ромма, стал режиссером. Отец не только отказался помочь ему в поступлении, но даже старался не появляться рядом с институтом.
Новодевичье кладбище
|
В этом вопросе он был очень принципиальным – никогда не просил за себя, не стал просить и за сына. Юлий Файт учился, а затем и дружил с Тарковским, Василием Шукшиным, Миттой. Он увлекся детским кино, создал документальные и научно-популярные фильмы, сюжеты для "Ералаша".
В конце 1973 года Андрей Файт закончил свою книгу "О том, что было". К сожалению, она так и не увидела свет. Можно долго распространяться на тему, как важна и полезна была бы книга для начинающих артистов, как интересно было бы ее прочесть истиным поклонникам киноискусства... Но этого не случилось…
Андрей Андреевич Файт умер 16 января 1976 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.