Воскресенье, 23.07.2017, 09:38

Приветствую Вас, Гость



Поделиться

Форма входа




Меню сайта

  ГЛАВНАЯ
  НОВОСТИ САЙТА
  ЗАРУБЕЖНОЕ кино
  ОБРАТНАЯ связь
  КАТАЛОГ ресурсов



Дети



Актрисы



Актёры



Зарубежные актёры



Мои сайты

Сайт Александры Зобовой

«КЛУБ

Сайт Евгения Сидихина

Сайт Ильи Шакунова

Сайт Яна Цапника

Сайт Евгения Стычкина



Наш баннер

Сайт Памяти ушедших





Поиск




Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0





01.02.2016
Николай Яковченко



Яковченко Николай Фёдорович



(03.05.1900 - 11.09.1974)
(на могильной плите дата рождения указана: 19.12.1900)

Заслуженный артист Украинской ССР (1943)
Народный артист Украинской ССР (1970)


Уже более сорока лет, как ушёл в бессмертие один из самых популярных и любимых актёров Украины Николай Федорович Яковченко, а его до сих пор помнят и любят многочисленные почитатели его таланта. У него не было специального актёрского образования, но он был гениален от природы. Его нельзя назвать красивым, но он был сумасшедше обаятельным обладающий ярким и неповторимым комедийным талантом.

В неспокойной нынче Украине в 150 километрах от Киева находится маленький город Прилуки с населением, едва ли превышающим 50 тысяч, где, несмотря на все события, идёт весьма размеренная жизнь. Здесь и стар и млад знает знаменитого земляка, актёра Николая Фёдоровича Яковченко, который родился в Прилуках. Здесь он вырос, здесь жили и умерли его родители, братья и сестры.

Николай Федорович родился в многодетной семье, помимо него, было ещё три сестры и брат. Мать Параскевия была домохозяйкой, а отец – купцом, торговал рыбой. В родном городе Яковченко занимался самодеятельностью и дебютировал на любительской сцене. А потом понял, что никакой другой профессией, кроме как актёрской, заниматься не хочет.

Родители Николая Фёдоровича были против увлечения театром, мама звонила ему и говорила: «Микола, вертайся до дому и займись настоящим делом!» – он страшно обижался.
"Максим Перепе-
лица" (1955)
Те годы были голодными, семья Яковченко пережила две войны и надо было думать о том, как прокормить себя, а не об искусстве. Но у Николая Федоровича был дар от Бога, его мать однажды признала это. Как-то актёр приехал из Киева в Прилуки на Рождество и пошёл по посёлку колядовать, все песни он прекрасно знал.
"Максим
Перепелица"
Под вечер Николай Федорович принёс в родительский дом мешки с салом, колбасой и хлебом...

С 1918 года Николай Федорович актёр драматических театров в городах Прилуки, Черкассы, Симферополь, Чернигов, Днепропетровск, Харьков.
"Она Вас любит"
(1956)
Он любил рассказывать, как приехал в Киев с авоськой в руках, в которой были бурак, кусок хлеба, сало и масло. Это было в конце 20-х годов.

С Татьяной, со своей будущей женой, Николай Яковченко познакомился во время гастролей в Харькове, а в 1931 году они поженились. Разница в возрасте у них была 10 лет.
"Тревожная
молодость" (1954)
Его супруге, очень красивой девушке был 21 год и казалось, она ему не пара Поговаривали, что за ней ухаживал сам, тогда всем известный актёр, Виктор Добровольский, но Татьяна отдала предпочтение Яковченко, не блиставшему красотой, но покоривший избранницу талантом и харизмой. Даже Николай Федорович, когда подходил к зеркалу тогда, смотрел на себя и вскрикивал: «Тьфу, ну и рожа!».
"Отряд Трубачёва
сражается" (1957)
Пройдут годы и свою физиономию в зеркале он будет называть не «рожей», а «кормилица моя». Через год после свадьбы у них родилась дочь Ира, а потом, в 1937, вторая дочь Юнона.

Семейная идиллия закончилась, едва успев начаться. Вскоре после войны внезапно оборвалась жизнь Татьяны Марковны, она сгорела за считаные месяцы из-за рака груди. Николай Федорович тяжело переживал эту трагедию - после смерти
"Координаты
неизвестны" (1957)
супруги всё время был в подавленном настроении, но собственное горе, Яковченко прятал за широкой улыбкой... Жизнь его не была согрета ни женским теплом, ни заботой о нём и он начал «искать спасение» от этой трагедии в горькой. Он безумно любил свою Танюшу и так и не смог её забыть.
"Годы молодые"
(1958)

Во время гастролей по Черниговской области Николай Федорович обязательно заезжал со своими коллегами в Прилуки к родственникам. Для них накрывали стол... Они долго шутили, смеялись, Николай Федорович был душой любой компании, но в какой-то момент он под любым предлогом выходил из-за стола во двор. В саду он обнимал дерево и долго стоял в одиночестве, потом гладил куст смородины и едва не плакал...
"Правда" (1957)

В 1946 году на руках у Николая Федоровича остались 14-летняя Ира и 9-летняя Юна. Старшая Ирина была похожа на мать, а младшая – копия отца. Юна была папиной любимицей. Яковченко слушался её беспрекословно. Только она могла держать его в форме, не давая злоупотреблять спиртным. Поэтому
"Первый парень"
(1958)
всегда, когда Яковченко предстояли съёмки, в группу обязательно записывали и Юну, давая ей ставку. Отношения между отцом и дочерью были очень трепетные. Он называл её не иначе как Юночка-доченька. И ручку ей часто целовал.

Яковченко никому не мог отказать, он выделялся среди всех - его называли человеком-сказкой. Его все обожали, но, наверное, из-за этого он всю жизнь и страдал. Каждый предлагал выпить немножко, и это превращалось в регулярные
"Черноморочка"
(1959)
запои. Конечно, Николай Федорович понимал, что доставляет неудобство многим из коллег и близким, но справиться со своей зависимостью уже не мог.

Его часто можно было увидеть в ресторане «Театральный», который, подошедши к посетителям, сидевшими за столиками, громко, в шутливой манере говорил:
"Спасите наши
души" (1960)
"Заслуженному артисту республики, Николаю Яковченко, дайте на сто грамм!" Присутствующие начинали смеяться: "Ну какие сто грамм, Николай Федорович, садитесь с нами." Усаживали рядом с собой известного уже тогда артиста, угощали и, затаив дыхание, слушали. У них был радостный, весёлый вечер в компании такого интересного человека. Развеселить людей, поддержать
"Вечера на хуторе
близ Диканьки" (1961)
настроение — было его любимым занятием. Актёром он был не только на сцене, но и в жизни. Там где Яковченко – там много людей, там – смех. Но это не нравилось дочерям Николая Федоровича, которые уже подросли и считали, что таким образом он компрометирует себя.

"За двумя
зайцами" (1961)
Если бы не дочки – пропал бы, а так они его вытащили из запоя. Девочки стали смыслом его жизни, он в них души не чаял, всё для них делал. Обе они стали актрисами, он их устроил в свой Театр им. Франко, на сцене которого выступал до последних дней. Дочь Ира умерла в 1970 году, у неё обнаружили рак крови. Она, как и мать, ушла быстро, ей было 38 лет. Внуков
"Королева бензо-
колонки" (1962)
Николаю Федоровичу не оставила, так как личная жизнь не складывалась, замужем никогда не была. Второй удар судьбы народному артисту Украины было ещё сложнее пережить, и снова он искал спасение от душевных мук на дне стакана. Юнона даже прятала от отца брюки, чтобы он не мог в гастроном сходить, а он в банном халате по снегу мчался за бутылкой.
"Яблоко раздора"
(1962)

Однажды Николай Яковченко вышел зимой в магазин за бутылкой в… домашних тапочках и халате. А навстречу ему коллега по театру, одетый более традиционно для холодного времени года - в шубе и шапке. Увидел он Яковченко и улыбается: «Ну как дела?» Яковченко не остановился, а только, стуча зубами от холода, бросил
"Стёжки-дорожки"
(1963)
через плечо: «Летом, летом поговорим». Рассказывают, что Яковченко становился участником практически всех смешных историй, происходивших с актёрами театра имени Франко.

А дочь Юна подарила ему долгожданного внука которого и назвали в честь деда – Николаем. Актёр сам его купал, переодевал, носился
"Вий" (1967)
с ним день и ночь. Колька парень был добрый, отзывчивый, да вот только слишком мягкий, после армии попал в дурную компанию, даже на похороны деда не явился, а ведь знал, как дед его любил...

В кино Николай Фёдорович начал сниматься с 1952 года. Сразу же возникают в памяти неподражаемые, колоритные образы его героев – Оверко из "Фараонов",
"Вий"
неутомимо шьющий "дiвчаткам платтячка"; практичный Долгоносик из "В степях Украины"; бдительный комендант из "Штепсель женит Тарапуньку".

Затем последовали яркие роли в культовых советских фильмах: Кондрат Перепелица; Прокоп Серко – отец Прони («За двумя зайцами»); Пацюк («Вечера на хуторе близ Диканьки»); Спирид («Вий»); дед Максим («Меж высоких хлебов»); товарищ «Лопата»
"Варькина земля"
(1969)
(«Королева бензоколонки») и многие - многие другие герои в непревзойденном исполнении Николая Федоровича.

Несмотря на то, что Яковченко не играл главных ролей, актёры, которые их получали завидовали Николаю Федоровичу. Только он появлялся, зрители катались по полу от смеха. Он дарил счастье миллионам людей, часто повторял: «Комик обязан быть оптимистом».
"Меж высоких
хлебов" (1970)
Работа в театре, съёмки в кино, особенно в последние годы жизни, сделали актёра очень популярной личностью. Он стал настоящим Народным артистом Украины, его везде узнавали, радостно приветствовали.

Несмотря на невероятную популярность и всенародную любовь долгое время звание Народного Николаю Фёдоровичу не присваивают. Если бы не его острый язык, то получил бы и раньше. Однажды на одном из фуршетов к нему подсел видный мужчина и стал настойчиво предлагать выпить.
"Секретарь парт-
кома" (1970)
Николай Федорович спросил у коллеги, кто этот человек, тот, выпучив глаза, ответил: «Это же первый заместитель председателя горкома партии». Николай Федорович повернулся к нему и сказал: «А я вот и думаю, отчего же мне так ваша рожа противна». Полагаю, вы можете себе представить, сколько у него потом было проблем.
"Лада из страны
берендеев" (1971)
Но Яковченко страшно не любил партийных начальников, а с остальными он шутил и веселился. Коллеги часто называли Николая Федоровича «комиком с грустными глазами». Почему они грустные, народный артист не говорил никогда и никому.

Двести ролей в театре и более полсотни в кино. Как только он появлялся на сцене, публика взрывалась овациями. Реплики его героев давно разобрали на цитаты, а истории из жизни самого актёра, стали настоящими юмористическими миниатюрами. Можно было услышать и такую быль, как Николай Федорович «немного перебрал» и врачи скорой помощи, не почувствовав пульса, отвезли его в морг. Когда он очнулся, то санитары разбежались, увидев, как «мертвец» приподнялся и пошёл на них, требуя, чтобы ему возвратили одежду, потому что он боится опоздать на репетицию.
"Доверие" (1972)

На съёмках художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», где Яковченко играл Пацюка,
"Дед левого край-
него" (1973)
с актёром происходили странные вещи. Зная его пристрастие к спиртным напиткам, во избежание срыва съемок пить что-либо горячительное, кроме чая, Николаю Федоровичу не разрешали и очень строго за этим следили. Однако, несмотря на все предосторожности, до обеда актёр был трезвым, после обеда -- пьяным. Ну не мог же он, в самом деле, опьянеть от супа или котлет? Так продолжалось достаточно долгое время, до тех пор, пока кто-то не обратил внимание на наличие в ежедневном рационе Николая Федоровича сырых яиц, которые он пил, якобы, для голоса. Как оказалось, находчивый Яковченко с помощью шприца накачивал в яйца… водку.

Кадры из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)

Вспоминает народная артистка Украины Таисия Литвиненко А во время съёмок знаменитой картины «За двумя зайцами» Николай Яковченко ни разу не выпил. Режиссёр Виктор Иванов установил на съёмочной площадке жесточайший режим. Я играла роль Химки, и мы встретились с Яковченко как добрые приятели.

Кадры из фильма «За двумя зайцами» (1961)

В фильме «За двумя зайцами», если присмотреться, Николай Федорович ведёт себя очень сдержанно. И все это благодаря Иванову, который ввёл табу на спиртное. Режиссёр был настолько строг, что все его страшно боялись, особенно доставалось Маргарите Криницыной. За всё время съёмок Яковченко ни разу не выпил.»

"Доверие" (1972)

Смешной он был и на сцене, и в быту. Пырьев, который очень уважал Яковченко, однажды сказал ему : "Ну зачем тебе грим? Такую морду как у тебя, Бог даёт раз на сто лет, да и то на Пасху. Не порть!". Если нужны были деньги, Николай Федорович брал свою гитару и шёл на концерт. В одном из спектаклей 50-х годов Николаю Федоровичу досталась роль… негра. Можно только представить себе типично украинское лицо «приукрашенное» ваксой и мелкими негритянскими кудряшками.

В последние годы жизни Николай Федорович жил с дочкой Юнной и её семьей. А неизменным спутником Яковченко была его собака (такса, но более похожа на дворнягу), которую он нежно звал «Фанфан–алкоголик». Пёс становится его собеседником и даже партнёром по сценам, которые они разыгрывали прямо на улице. Фанфан был его самым преданным другом. Яковченко брал его на репетиции, а в перерывах ходил с ним есть пирожки с мясом. Говорят, хозяин водил собачку на очень длинном поводке и на язвительные вопросы по этому поводу отвечал: «Фан–Фан не выносит запаха спиртного».

Однажды таксу по ошибке на улице забрала машина по отлову бродячих собак. Николай Федорович кинулся за автомобилем, но догнать не смог. Актёры подняли на уши всю киевскую милицию и Фанфана вернули хозяину. С собакой Яковченко проводил всё свободное время от репетиций и спектаклей. Известно, что Фан–фан не только каждый день бывал возле театра имени Франко, но и каждое утро делал почётный круг вокруг него. Как-то с Фан–фаном случилась беда, он угодил под колёса автомобиля. Николай Федорович очень страдал по этому поводу.

Вскоре, у него появилась идея поставить памятник своему любимцу. Но, к сожалению, он не успел воплотить свою задумку в жизнь. Всё же его мечта сбылась, и памятник таки сделали, и не только Фан–фану. Бронзовый Яковченко сидит на своем любимом месте в Киеве – на лавочке у фонтана в скверике театра имени Франко, рядом пристроился верный друг Фанфан. Неизменный галстук–бабочка, неприметная кепочка, сандалии на босу ногу, в руках газета – автор точно передал образ актёра-комика. В Прилуках также есть памятник Николаю Яковченко и Фан–фану, скульптура выполнена в похожем стиле с киевским.
"Эффект Ромашкина" (1973)

Не стало Николая Фёдоровича Яковченко 11 сентября 1974 года. Скорая долго возила его по городу с приступом аппендицита, а когда актёр попал на операционный стол, было уже поздно. Перед операцией он произнес свои последние слова: «Клоун идёт на манеж». Похоронен Актёр в Киеве на Байковом кладбище, участок 9-а.

Актёру удалось пошутить даже над собственной смертью. Когда в газету «Вечерний Киев» готовили некролог, долго не могли подобрать подходящую фотографию. Яковченко был запечатлен то на рыбалке, то в образе, и везде он хохотал. В результате подходящее фото с серьезным выражением лица всё-таки нашли, но пиджак и галстук пришлось дорисовывать редакционным художникам…

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!











Просмотров: 4524 Добавил: Olesia Дата добавления: 01.02.2016
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz