Кадр из фильма "Собака на сене" (1977)
(05.02.1946 - 08.10.2010)
Этого трогательного и добродушного актёра знали и любили все. Несколько простоватый, но такой обаятельный и Федька Бык из «Зеленого фургона», Фабио из «Собаки на сене»,
Юра Самойлов из «Искренне ваш». Появление на экране Виктора Ильичёва зачастую вызывало у зрителей широкую улыбку, хотя роли Виктору давали далеко не главные.
Но он всегда мастерски справлялся с любой ролью и любой персонаж в его исполнении вызывал огромную симпатию. Режиссёры видели в нём паренька с деревенским лицом, а в нём была психологическая глубина и внутренняя редкостная правда, при полном отсутствии наигрыша. Необыкновенно одаренный, но обреченный страдать всю жизнь из-за "несоответствия внутренних и внешних данных".
Виктор Ильичёв на театральной сцене. Архивные фото 1970-х годов
Виктор Григорьевич Ильичёв родился в 1946 году в Ленинграде. Начал сценическую жизнь, будучи подростком. Он записался и исправно посещал детскую студию при театре имени
Ленсовета, где играл, преимущественно, характерные роли.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, причём его главным ментором был Георгий
Товстоногов. Играл в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, затем в Театре имени Комиссаржевской.
В кино Виктор Ильичёв дебютировал небольшой ролью абитуриента в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) и уже с первых минут его маленькой роли в нём уже тогда можно было разглядеть дар большого Актёра. А уже в своём пятом фильме – «Личная жизнь Кузяева Валентина» - он сыграл главную роль.
«Фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина" я считаю вершиной его творчества, – написал в своем блоге живущий в Нью-Йорке кинорежиссер Слава Цукерман, комментируя
смерть актёра. – Это по-настоящему трагический фильм, несмотря на комедийную упаковку. ...Он (Виктор) был блестящим мастером и ролей второго плана, и эпизода, причем выглядел так, как будто это твой старый знакомый из соседнего дома.
Его добрая светлая внешность всегда вызывала прилив хорошего настроения, когда он появлялся в кадре. Да и играл он, в основном, персонажей добрых и симпатичных».
Очень скоро сформировался типаж Виктора Ильичёва - скромняга-парень, который лезет во все дела, борясь с собственной застенчивостью. Его герои были разными: добрыми, подлыми,
смелыми, трусливыми, умными - но всегда и везде они вызывали улыбку зрителей.
Ильичев был заслуженным артистом РСФСР, но по степени популярности и узнаваемости его можно без преувеличения назвать народным артистом. За время работы в кино Виктор Ильичёв снялся более чем 100 фильмах, среди наиболее заметных ролей актёра: Фабио в музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене», Осадчий в военно-героической киноповести «Хроника пикирующего бомбардировщика»,
Алексеев в комедии «Вечерний лабиринт», Длинный в героической комедии Эльдора Уразбаева «Смотри в оба», Федька-«Бык» в приключенческом фильме «Зелёный фургон», Савчук в комедии «Кот в мешке», Макар в плутовском детективе «Гений».
В разгар перестройки многие актёры остались без работы. А когда схлынул мутный и обильный вал так называемого кооперативного кино, работы для актёров в России несколько лет не было вообще. «На нуле» сидели даже такие востребованные актёры, как Виктор Ильичёв. Именно тогда и подвернулось предложение из-за океана.
Дело в том, что жена актёра — балерина Кировского театра Светлана Осиева — когда-то училась и танцевала вместе с Михаилом Барышниковым. Он старых друзей, как выяснилось, не забыл
и помог найти ей место преподавателя в американской балетной школе. В начале 1990-х годов
Виктор с женой и сыном Михаилом уехали в США. Как выяснилось, навсегда. Но и там дела не пошли в гору.
Как рассказал корреспонденту «Голоса Америки» режиссёр Анатолий Эйрамджан, живущий во Флориде, Виктор Ильичев в 2004-2005 годах снялся у него в трех малобюджетных комедиях – «Женитьба в 24 часа», «Заторможенный рефлекс» и «Не нарушая закона». «Я платил ему 2-3 тысячи долларов примерно за неделю съёмок, как и другим известным актёрам, приезжавшим из России, – сообщил г-н Эйрамджан. – Виктора это устраивало. Я был им очень доволен, играл он в высшей степени профессионально.
Через год я
пригласил его на новый фильм "Дар природы", и он потребовал гонорар на порядок выше. Я не мог пойти на это, и, к сожалению, он отказался».
Виктор Григорьевич Ильичёв скончался в Южной Флориде, США, 8 октября 2010 года на 65-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни. Прах знаменитого советского актёра покоится в солнечном Майами.
Кадры из фильмов
Американская мечта Виктора Ильичева
«Мы уехали от безденежья и кошмара, когда в 90-е годы российское кино поразил глубокий кризис, – рассказывает супруга Виктора Ильичёва Светлана Осиева – Виктор,
как и многие другие актёры, оказался не у дел. А тут мне как раз подвернулся интересный контракт в США. Уехав за мной следом, он в Америке переживал свою профессиональную невостребованность внутри себя, не показывая виду. Смотрел по русским телеканалам новые российские фильмы, нередко удивляясь невысокому уровню актерской игры. Сам он не хотел размениваться на чепуху, ведь он играл не только в эпизодах, но и в главных ролях. Но за все годы
американской жизни его никто никогда не позвал в Россию сниматься. Он не мог поверить, что его там забыли... А в Америке он устроился на обычную работу, не имеющую отношения к творчеству, получал хорошие социальные льготы.
Когда у него диагностировали рак, Виктора лечили в больнице Университета Майами, где ему были сделаны сложные операции. На
какое-то время наступило облегчение, и возникла надежда на выздоровление. Но затем врачи обнаружили метастазы...
Отпевали его по православному обряду. Очень красивая была церемония. Ему принесли ослепительно белые букеты.
У него были красивые, музыкальные пальцы, не случайно в одном из фильмов он сыграл Вана Клиберна. Сослуживцы принесли огромный торт, на котором, уж не знаю каким образом, были отображены два его портрета. Американцы – оптимистичный народ. Провожая дорогого им человека, они празднуют его жизнь...
Я говорю с вами и не могу сдержать слёз. Мы очень любили друг друга, и я продолжаю любить Виктора».
Светлана работает педагогом в балетной школе. Сын Виктора и Светланы Михаил (Майкл) Ильичев закончил театральный институт в Петербурге, работал в Театре имени Комиссаржевской, а переехав в США с родителями, учился бизнесу и сейчас работает брокером.
(отрывки из статьи Олега Сулькина
2010 год)
Отрывки из интервью с сыном Виктора Ильичёва - Как ваш папа познакомился с мамой - балериной Светланой Осиевой?
- Это произошло в 1968 году на праздничном вечере. В тот год мама окончила Вагановское училище, а отец - ЛГИТМиК, где учился на курсе Товстоногова. В здании ВТО на Невском проспекте по этому поводу устроили грандиозный праздник для выпускников. Там-то они в первый раз и встретились. А спустя год, в августе 1969 года, поженились. Сыграли пышную свадьбу. Отец к тому времени был уже известным актером - сыграл десяток ролей в кино. Мама тоже от него старалась не отставать - работала в Кировском театре, много ездила с заграничными гастролями, что в то время для большинства творческих людей было большой редкостью.
- Виктор Григорьевич часто бывал на родине с момента эмиграции?
- Всего дважды - в 2001 и 2006 годах. Навещал родных и друзей. Правда, многие приятели отца - театральные актеры - к тому моменту умерли. «Я приезжаю туда, только для того, чтобы по могилам ходить», - тяжело вздыхал отец. Он мечтал когда-нибудь прилететь в Россию, чтобы снова сняться в большом кино. Ему предлагали работу в сериалах, но он, прочитав сценарий, наотрез отказывался. Его не устраивал слишком низкий уровень новых картин.
Впрочем, русское кино папа всегда смотрел запоем - на дисках, которые привозили знакомые, или по кабельным каналам. Обожал сериал «Ликвидация». А вот свои картины включал нечасто. Особенно он гордился «Собакой на сене» и «Зеленым фургоном». Кстати, в середине 2000-х он опять вышел на площадку - снялся в трех картинах в Америке на русском языке и с русскими актерами. Здесь прошли премьеры, местная публика тепло встречала ленты. Но в России эти фильмы, увы, оказались незамеченными. Отец так надеялся, что его вспомнят на родине и снова будут приглашать в хорошие проекты. Но, увы…
"Особенно отец гордился «Собакой на сене» и «Зелёным фургоном»." Кадры из фильма «Зелёный фургон» (1983)
Кадры из фильма «Собака на сене» (1977)
- Когда отец заболел?
- Два года назад (2008). Неожиданно появилась высокая температура, которая не спадала несколько дней. Пошел к врачу, сдал анализы, которые показали, что у него рак мочевого пузыря в 4-ой стадии. В
США не принято скрывать даже самый страшный диагноз от пациента, поэтому ему сообщили об этом уже во время первого визита к доктору. Медики не давали ему больше шести месяцев жизни. Сказали, что единственный путь спасти жизнь - сделать сложнейшую операцию, результат которой никто не мог предсказать. Папа согласился. Операция шла больше девяти часов. Медики фактически вырезали его мочевой пузырь и имплантировали новый орган. Подобное даже в Европе не делают, только в нескольких клиниках в Штатах. Казалось, все прошло блестяще, через пару недель он уже играл в свой любимый теннис. Был бодр и физически активен. А спустя год выяснилось, что рак вернулся. Отец ведь постоянно проверялся. Тогда ему назначили 8-месячный курс химиотерапии и облучения. Он принимал всевозможные экспериментальные лекарства. Боролся до последнего дня и всегда верил, что сможет выздороветь, но опухоль пустила метастазы в другие органы.
- Чем же он занимался в последние годы?
- Обожал путешествовать - объездил всю Америку. Очень любил погонять на своей машине - у него была роскошная «инфинити».
25 октября 2010
автор Дмитрий Лифанцев.
ПИШУ О ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЯХ .
"Старшая сестра" (1966) первая роль в кино
ВИКТОР ИЛЬИЧЁВ
Бывают иногда открытия актёрские, эдак почти случайно, походя. Первый раз, «выбившись» из помрежей, был приглашён ассистентом по актёрам на фильм «Старшая сестра» по пьесе Александра Моисеевича Володина. Ну, и как практиковалось тогда, творческая группа отправилась в Ленинград посмотреть спектакль на сцене Большого драматического, в постановке Георгия Товстоногова. Тем более, что блиставшая в главной роли на сцене Татьяна Доронина, была уже заранее основной претенденткой исполнить роль Нади Резаевой и в фильме.
Посмотрели спектакль, познакомились с некоторыми актёрами – все уже были наслышаны о том, что на «Мосфильме» будет сниматься фильм. И, конечно, тогда впервые увидел и Т. Доронину - за кулисами,
явно уставшую после спектакля, а потому показавшуюся сдержанной и не очень-то реагировавшую на комплименты Георгия Натансона, режиссёра фильма... Впрочем, здесь не о ней, может в другой раз...
После спектакля думалось много, спалось в шикарном номере «Европейской» как-то не очень. Наутро, поехал на «Ленфильм». В актёрском отделе, работавшие там женщины, узнав что меня к ним привело, приняли мосфильмовского ассистента очень любезно, окружили вниманием. Многие видели спектакль БДТ, были от него в восторге и их единственным огорчением было то, что фильм будет сниматься не на их студии...
Смотрел актёрские и студенческие картотеки, альбомы с фотографиями. Записывал в сравнительно небольшой перечень ролей кандидатуры. Дошёл до эпизодической роли «Абитуриент» в сцене
сценария, когда старшая сестра приводит младшую на прослушивание в театральный институт. Сценка с его участием небольшая, но так хотелось, чтобы она запомнилась и была сыграна с юмором.
Впрочем, думал тогда я - что в Москве не найду? Самый простой ход – предложить юморного Савелия К ... Но, вот он, господин случай. Как я благодарен той работнице актёрского отдела, которая мне помогала - подала мне студенческую карту. С фотографии смотрел парень-нахалёнок, со вздёрнутым носом и смешливыми глазами.
— Витя Ильичёв, товстоноговский курс, очень талантливый парень. Видела его в курсовой, – отрекомендовала она.
Мы вернулись в Москву , продолжали готовиться к будущим съёмкам. Получив согласие режиссёра – решающую роль в этом сыграло магическое «ученик самого Товстоногова» в ЛГИТМИК, созвонились с Виктором. По нашей всеобщей тогдашней бедности – он студент, я начинающий ассистент, договорились, что он остановится и переночует у меня.
Лето. Ленинградский вокзал, встречаю. Вычислил его сразу. Высокий, худючий, с приятной улыбкой грустного юного клоуна, располагающий к себе. И сразу на «Мосфильм», съёмка в павильонной декорации.
А ведь это у него был дебют - первая встреча с кино, но никакой растерянности, зажатости, чем даже удивил, Всё просто – как приехал, так и вошёл в кадр, словно пришёл и в самом деле поступать.
Виктор, по роли читал, почти в манере театрального капустника, отчаянно жестикулируя и изображая неподдельные страсти отвергнутого Чацкого – монолог из «Горе от ума».
... А вы! О Боже мой! Кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что вам постыла даже память... Председатель комиссии, он же Павел Владимирович Массальский, поправляет вольность с Грибоедовым.
— ...Что даже память вам постыла...
А тот, не останавливаясь , продолжает ещё «хлеще».
— ...Tех чуйств... в обоих нас движений сердца ... — Чего,чего ?.. перебивает его член приёмной комиссии...он же, Олег Валерианович Басилашвили.
—...тех чувств , – как ни в чём не бывало продолжил напористый абитуриент...
Когда его дальше пытались остановить, он тут же сориентировался.
— Может
спеть?... — Нет, петь не надо – говорит Массальский.
— Спасибо! – добавляет
дама , член комиссии, она же Софья Станиславовна Пилявская.
Как факт,сцена родилась тут же, на репетиции, легко и быстро.
Виктор, не смущаясь великих, «витийствовал» , а старейшины, ныне ушедшего классического МХАТа, с явным удовольствием поддержали эту актёрскую импровизацию... Все были очень довольны ленинградским студентом – насмешил, развеселил...
А после съёмки поехали ко мне домой, в мой родной Капельский переулок, где в девяти метровой комнате нашей коммуналки мама моя нас мило встретила, накормила после трудного дня. Вышли, прогулялись по вечерним улочкам, а когда все соседи улеглись спать, поставили Вите раскладушку на кухне, долго сидели мурлыкали о разном...
На следующий день снимали вторую сцену – выход его из приёмной комиссии, когда к нему бросаются поступающие.
— Ну, что?...Ну, как ?...
И Витина улыбочка – ухмылочка. — Мы оптимисты, пойдём дальше сдавать... Потом встречались часто, он после нашего эпизода, как говорится, пошёл... Играл в театре, много снимался, больше в комедиях, и хороших и не очень. Такое уж получилось амплуа ...
Меня комедии обошли стороной, и предложить ему что-либо возможности как-то не было. Только однажды, представился случай, когда я позвал его в Монголию. Снимали фильм «Через Гоби и Хинган» и была небольшая, но уже не комедийная, а драматическая роль солдата Зяблика. Он с удовольствием «прокатился» в далёкую пустыню Гоби, снимался в сценах боёв с японцами в сорок пятом.
В свободные часы, мы с ним отводили душу нашими воспоминаниями. И о «Старшей сестре», и о той ночёвке в нашей полуподвальной кухоньке, о мамах наших и о многом другом...
А потом встречи стали реже и реже. Узнал, что с супругой и сыном они уехали в Штаты, осели где-то во Флориде и следы потерялись. А потом, уже из какого-то скупого сообщения узнал, что его не стало. Остались в памяти наши встречи, его грустная улыбка, словно говорившая о том, что и успех не вечен, и популярность не вечна. И жизнь где-то и как-то, без любимого дела, тоже не жизнь.
автор Вельшер Борис Генрихович (19.01.1936 - 24.03.2014)
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 18459
Добавил: Olesia
Дата добавления: 16.03.2014