Суббота, 21.10.2017, 09:53

Приветствую Вас, Гость



Поделиться

Форма входа




Меню сайта

  ГЛАВНАЯ
  НОВОСТИ САЙТА
  ЗАРУБЕЖНОЕ кино
  ОБРАТНАЯ связь
  КАТАЛОГ ресурсов



Дети



Актрисы



Актёры



Зарубежные актёры



Мои сайты

Сайт Александры Зобовой

«КЛУБ

Сайт Евгения Сидихина

Сайт Ильи Шакунова

Сайт Яна Цапника

Сайт Евгения Стычкина



Наш баннер

Сайт Памяти ушедших





Поиск




Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0





06.01.2014
Ирина Мурзаева



Мурзаева Ирина Всеволодовна

Кадр из х/ф "Женатый холостяк"

(15.05.1906 - 03.01.1988)

Мало кто вспомнит её фамилию — но на экране узнают всегда, это ли не главное завоевание актрисы, чьи героини часто даже не имели имён. Она прожила большую жизнь, за которую не получила ни одной награды, ни одного звания, даже звания заслуженной артистки. Сомневаюсь, что для неё это было важно, "незаслуженная" знала, что любима народом, который, к слову, помнит её и сейчас, невзирая на отсутствие титула, в наши дни обесцененного совершенно. За 44 года работы она сыграла шестьдесят с лишним ролей — соседок-моралисток, фрейлин-вредин, смотрительниц, маникюрш и аккомпаниаторш — в фильмах. А десять её ролей именовались в титрах просто «бабушка» и «бабка». Губы в ниточку, хват под локоток, смех плечиком к щеке стали фирменными шаржевыми приёмами актрисы-миниатюрщицы. Универсальная тётушка в вуальке,


Ералаш (1974)
сваха в капоре, бабка в фартуке и старушенция в панамке, одинокая общественница, королева замочных скважин и диспетчер очередей, она была незаменимой для бытовых комедий и сатирических киножурналов. Комедийные роли второго плана, блистательные эпизоды сопровождали её в течение всей жизни, с каждым годом отодвигая во вчера надежду сыграть что-то значительное, главное... Её любили все – она никогда не сплетничала, умела дружить, всегда спешила на помощь. На её счету десятки комедий, сказок, Ералашей… Иногда ей предлагали даже роль без слов, только для того, чтобы внести теплую атмосферу и хорошее настроение в фильм.

Детство



Ералаш (1974)
Ирина Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске Вятской губернии. Отец был художником, преподавал рисование. Мать учительствовала в начальной школе. Судьба кидала их семью по разным городам российской глубинки, пока, наконец, Мурзаевы не осели в Москве. Здесь под мамино руководство отдали двухэтажный детский дом на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тетка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором. Здесь же отец организовал театр теней и Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства.


Ералаш (1974)

Учёба

Учась в гимназии, девочка отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актерского мастерства. А руководил тем драмкружком не кто иной, как юный Николай Плотников – звезда вахтанговской сцены, профессор ВГИКа.

Но контакт Ирины Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Она развернулась и ушла, впервые проявив свою врожденную принципиальность и бескомпромиссность, когда будущий мэтр


"Сказка о потерянном
времени"(1964)
советской режиссуры позволил однажды щелкнуть девушку по носу. "Глупенькая, – сказал ей молодой педагог – Ты никогда не станешь артисткой...".

Он глубоко ошибся! Ирина Мурзаева решила доказать, в первую очередь себе, конечно, что актрисой она станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского. Больше того, параллельно девушка начала учебу в Литературном институте им. Брюсова, но через год решила, что с неё достаточно и одной актерской профессии.


"Следствие ведут
знатоки" (1987)

Театр – студия

А потом была чудная работа в театре-студии блистательного артиста и мудрого педагога Рубена Николаевича Симонова. К работе в студии он привлек не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссера Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлева.


"В тридевятом
царстве..." (1970)

Первым спектаклем студии стала довольно примитивная, но все же забавная по тем временам пьеса "Красавица с острова Люлю". По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина Мурзаева.

Со временем студия приобрела надлежащий статус, получила помещение на Большой Дмитровке. А Ирина Мурзаева отправилась шлифовать своё мастерство в Свердловский детский театр, из которого она вернулась, не прошло и полгода. Актриса сразу же окунулась в репетиции лучшей постановки студии Симонова "Таланты и поклонники".


"Старики-разбойники"
(1971)
Ирине Мурзаевой предложили репетировать, правда, небольшую роль Матрёны.

Но зато у актрисы появилась возможность наблюдать процесс рождения спектакля как бы со стороны. Этот опыт ей пригодился, так как вскоре Ирине Всеволодовне было предложено заняться педагогикой в студийной школе. А уже на следующей постановке – "Дети солнца" – Ирина Мурзаева заняла пост ассистента режиссера.

Ленком



"Вишневый сад"
(Ленком 1954)
А потом был Московский театр имени Ленинского комсомола. Спектакли "Ленкома” в те годы пользовались безумной популярностью, в театр невозможно было попасть.

Ленком - это звезды: Серова, Окуневская, Фадеева, Пелевин, Соловьев, Плятт... И великая "тройка", которая правила театром, – Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. "Тройка" решала всё.

Хотя Ирина Мурзаева тоже была звездой Ленкома и даже сама успешно поставила там два спектакля: "Новые люди" по роману Н. Чернышевского "Что делать?" и "Мужество" по В. Кетлинской.


"Екатерина Воронина"
(1957)

Режиссёр Ирина Мурзаева работала увлечённо, репетиции захватывали и заполняли всё её существо, из-за чего нередко возникали конфликты с администрацией театра и актёрами.

Правда, в театре она держалась особняком. Да и отношения с "тройкой" у неё не сложились. Но в Ленкоме проявился комедийный талант Мурзаевой. Несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в "Женитьбе", Шарлотта Ивановна в "Вишневом саде", миссис Уильфер в "Нашем общем друге" Диккенса.


"Вечера на хуторе
близ Диканьки" (1961)

А через год Ирина Мурзаева из театра ушла. Ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность. Сцена оставалась с ней только в кружках художественной самодеятельности, которые она вела долгие годы.

"Сердца четырех"



"Голубая чашка"
(1964)
А что же кино? Актриса была ещё очень далека от кино. Она считала себя не фотогеничной и терпеть не могла фотографироваться вообще, даже в ролях.

Она пришла за компанию на пробы вместе со своей подругой по Ленкому Валентиной Серовой, а в итоге снялись обе. Юдина очень впечатлил распухший нос Мурзаевой - накануне она сильно прижгла его синей лампой, леча насморк.


"Сердца четырёх"

Режиссер Константин Юдин обладал удивительной способностью находить актёров. Он и открыл двери в кино Ирине Мурзаевой, хотя это было поначалу нелегко. На него произвела большое впечатление экстравагантная нашлепка на носу актрисы. И он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши.



"Сердца четырёх"(1941)
Юдин объявил ей: "Ну, я придумал для вас кадр, который вас прославит навека!" Актриса смутилась и, хотя, верила ему безгранично, на этот раз засомневалась. Однако при выходе фильма «Сердца четырех» на экраны не было случая, когда, говоря об Ирине Мурзаевой, не упомянули бы этот кадр: проселочная дорога, телега – и слащавая Маникюрша с зонтиком театрально бросает кучеру: "Трогай!" Памятна и другая фраза героини Мурзаевой, которая цитируется до сего дня: "Вас к телефону... приятный мужской голос".

В следующую свою комедию – "Близнецы", Юдин с удовольствием пригласил Мурзаеву снова. Вот, пожалуй, всего две работы, где актриса появилась молодой, все последующие роли в кино были возрастными.

"Свадьба"



"Свадьба" (1944)
Ирина Мурзаева "проснулась знаменитой". И хотя фильм несколько придержали на полке, слава всё равно обрушилась на актрису и закрепилась следующей комедией Константина Юдина "Близнецы".

Почти одновременно на экраны выходит знаменитая "Свадьба", где выдающиеся актёры Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Михаил Яншин, Николай Коновалов играют в не менее блистательном окружении начинающих в кино Михаила Пуговкина, Блинникова, Татьяны Пельтцер и Ирины Мурзаевой.


"Близнецы" (1945)

Между прочим, все корифеи завидовали на съёмках черной завистью именно Мурзаевой: её героиня в сцене за столом съедала настоящую котлету! На тот момент, когда все "угощения" были бутафорскими, и нестерпимо хотелось есть, это было непозволительной роскошью.

Потом у актрисы возникла длинная пауза, так называемый период малокартинья. И когда, наконец, Ирина Всеволодовна вновь появилась на экране, играть она стала исключительно старушек: "Анна на шее", "Когда казаки плачут", "Опекун", "12 стульев", "Сказка о потерянном времени", "Женщины", "Учитель пения", "Северная рапсодия", "Три дня в Москве", "Сказка, рассказанная ночью"... И к каждому, пусть незначительному образу актриса придумывала особые штрихи, отыскивала характерные детали, приспособления.


"Женщины" (1965)

"Железный поток"

А какая великолепна находка Ирины Мурзаевой в картине "Железный поток" – самоварная труба! Баба Горпина, убегая из горящей станицы, успевает прихватить с собой лишь её и не расстается с этой трубой на протяжении всего долгого пути. Режиссёр Ефим Дзиган был очень доволен находкой актрисы. Ведь это была отнюдь не "хохма" – в этой трубе для Горпины сосредоточен весь мир, надежда на то, что она снова обретёт свой дом, свой очаг. И это запомнилось зрителями.


"Железный поток" (1967)


А как она вошла в образ! Кубанские станичники, участники массовок, "гутарили" с Мурзаевой как со своей. Некоторые даже недоумевали, почему это она большую часть съёмок сидит на телеге, тогда как они лишены этой привилегии. Доказать им, что она артистка и городской житель, ей удалось только своим неумелым обращением с домашними животными.

"Простая история"



"Простая история" (1960)
В «Простой истории» героиня Ирины Мурзаевой – мать деревенской девушки Саши, которую играет Нонна Мордюкова. Дочь возвращается с собрания и устало сообщает, что её выбрали председателем колхоза. "Господи! Это за что ж тебя?!" – ошеломлённо спрашивает мать.

Зрители смеются, а старушка начинает напутствовать новоиспечённого руководителя вполне серьёзными, человеческими истинами: "Перед народом не возносись и себя не роняй. Держи себя сурьезно!" Простая, мудрая женщина, она не остановится перед высоким положением дочери, когда та решит слегка подкраситься, вспомнить, что она всё-таки женщина – схватит тряпку и отстегает "здоровую дуру" по первое число. "Не забывай, что ты вдова!"


"Не плачь, девчонка"
(1976)

Мордюкова после съемок в "Простой истории" говорила о ней: "Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная. Но тут же могла послать матом.


"Вот моя деревня"
(1972)

Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощённый, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса.

Если бы все были такими, как она и моя мама, мы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливей."

"Опекун"



"Опекун" (1970)
А как Ирина Мурзаева бесподобна в роли "беспомощной бабушки" в кинокомедии "Опекун", режиссёров Альберта Мкртчяна и Эдгара Ходжикяна снятая на киностудии Мосфильм в 1970 году. Весёлое и незамысловатое кино, смотрится легко и просто. Сочетание сатиры с любовной линией. Эта лента имела немалый успех в советском прокате.

По рекомендации своей новой знакомой, Мишка Короедов (А. Збруев) играет роль опекуна её бабушки, Антонины Ивановны Прокопчук (И. Мурзаева), пожилой хозяйки собственного дома в курортном городе.



"12 стульев"(1971)
В надежде на скорое гипотетическое наследство, Миша вынужден выполнять многочисленные задания Антонины Ивановны. А тем временем бабушка, не запрещая ему мечтать о безбедном будущем, придумывает всё более затруднительные задания.

А старушка вовсе и не беспомощна, да ещё и "моржиха"! И нарочно выбирает себе в помощники кого-нибудь из отчаянных лодырей, чтобы тому пришлось изрядно потрудиться.

Ирина Мурзаева была действительно "безвозрастным" профессионалом в работе – если надо было окунуться в прорубь, она без разговоров залезала в ледяную воду... Ей и говорить ничего не нужно - посмотришь на неё и уже смешно!


"Женатый холостяк "(1982)

"Женатый холостяк"

Не менее популярна и одна из последних ролей Ирины Всеволодовны – старушка Анна Христофоровна из кинокомедии "Женатый холостяк". Её героиня – специалист по добрым услугам. Она вызывается помочь молодому симпатичному шофёру создать семью, и тут начинаются невероятные приключения, недоразумения, всевозможные казусы, что приводит к искреннему смеху в зрительном зале.

Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью и комичные. Они не похожи одна на другую, даже если это ряд деревенских бабусь. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая – уставшая и нерешительная. Сколько образов – столько характеров. Конечно, актриса далеко шагнула за пределы амплуа "комической старухи", углубила его.


"Инкогнито из Петер-
бурга"(1977)


А иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лишь лицо именно Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя актриса была достойна большего.

Личная жизнь



"Учитель пения"(1972)
Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. Первый раз – в далекой юности. А её вторым мужем был актёр студии Симонова Николай Толкачев. В 1938 году родился сын Борис. Но и этот брак был недолгим. Мурзаева не простила нанесенной ей мужем обиды и вновь поддалась своей великой гордыне.

Воспитывала сына одна, разрываясь между домом и работой. Благополучие её не интересовало. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к родне на Шаболовку, оставив дом совершенно незнакомым людям.


"Розыгрыш" (1976)

Ирина Всеволодовна целиком зависела от работы. Она абсолютно не знала быта, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Её легко было обмануть. Сама она ненавидела магазины и предпочитала ходить туда пореже. Так же она сторонилась домашнего хозяйства.

Когда её сын, конструктор, человек с тремя техническими образованиями, подходил к телевизору с намерением посмотреть, почему он стал плохо работать, она лепетала: "Не трогай! Не отвинчивай! Мало ли что!"


"Дети Дон-Кихота"(1965)

Любимым занятием актрисы было вязание. За спицами она могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Дом кино или другие какие общественно-творческие места она не посещала. Предпочитала общество подруг, которых искренне любила с гимназических времен, оставаясь верной им всю жизнь.

Судьба во второй половине жизни снова вернула её к детской аудитории — самые яркие её киноработы зафиксированы в выпусках "Ералаша", где ей были предназначены бесконечные бабушки, сторожихи, пенсионерки и вахтёрши. С опытом она профессионально освоила законы малых форм и была в них неподражаема.


"Очень важная персона"
(1984)

Как ни странно, в жизни Ирина Мурзаева была совсем иным человеком. Ничего общего с экранными героинями у актрисы не было. Серьезная, образованная, интеллигентная, замкнутая. Все качества, которые были у Ирины Мурзаевой, поражали своим объемом. Если принципиальность – то до конца!

Никаких компромиссов, никаких прощений, никаких уступок! Её закрытость от всего лишнего в окружающем мире была феноменальной: она никого не помнила и не знала по фамилиям. На работу она ходила, как на работу. Пришла, снялась и ушла.


"Счастливая, Женька!"
(1984)
Когда на киностудии все проходящие мимо улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать её "кто это?" было бесполезно.

Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуёмная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже давно старая женщина, что её подтянутость, стройная фигура, прямая спина — не вечны. И, наверное, к счастью, такой её видели совсем недолго.

Она умерла не только без национальной премии уровня «Оскара», но даже и без звания «заслуженная артистка» — то ли старорежимной внешностью не угодила властям, то ли не похлопотал никто вовремя перед министрами.

Героический советский кинематограф, увлечённый новыми темами, лицами, сюжетами и фактурами, поначалу не заметил её отсутствия. Потом только стало понятно, что вместе с ней из кинематографа уходит второй и третий план: опора сюжета, гарант достоверности и узнаваемости.

Она ушла из жизни 3 января 1988 года в Москве, сохранив в нашей памяти образ весёлой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Похоронена Ирина Всеволодовна в Москве на Донском кладбище (колумбарий 14, секция 65).

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!














Просмотров: 14234 Добавил: Olesia Дата добавления: 06.01.2014
Всего комментариев: 2

№2. Suli   (08.05.2017 03:30)
2    1


№1. лариса   (22.03.2015 21:01)
классная актриса!!!!!!!!!!!!

В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz