Кадр из фильма "За двумя зайцами"
(07.12.1911 - 08.05.1995)
Заслуженная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка РСФСР (1949)
Как жаль,
что современная молодежь не знает её работ. Впрочем... Если Мирандолину из фильма-спектакля "Хозяйка гостиницы" (1956), мягко скажем, многие не видели, то не сомневаюсь, что её "атаманшу" из всеми любимой сказки знают не только советские зрители, а и вся сегодняшняя страна и не только наша, несмотря на то, что "Снежной королеве" уже полвека. Ну кто не знает знаменитой фразы: "Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию."
"Детей надо баловать, вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!"
Актриса - чудо темперамента, женственности и озорства, яркая, самобытная, очаровательная, искромётная. В кино у актрисы сложилось амплуа резкой, своенравной женщины, которая всё берет в свои руки, так как уверена, что только она знает жизнь. Но её малосимпатичные героини нравились зрителям.
Не каждому удастся в минутном эпизоде показать такую стерву, например, как в фильме
"Свет далекой звезды": "Вы врываетесь ко мне, как НКВД времён Берия и требуете... Да кто Вы такой? Чёрт Вас подери! А ну, вон из моего дома! Вон! Вон!"
Её незабываемые роли это и потрясающая мачеха: "Коли легко найденное - и потерять не жаль...Ведь не заработанное!" в сказке "Двенадцать месяцев", и шикарная мадемуазель Нинон из Бордо в фильме
"Свет далёкой звезды" (1964)
"За двумя зайцами" особенно в сцене драки: "Тумба! Сама тумба!",
"Двенадцать месяцев" (1972)
и лотошница с пирожками в фильме "Артист из Кохановки" где её разыграл фокусник Околёсов, показав, что в пирожках рубли,
и Царица-Водяница в "Садко". По таланту её смело можно ставить в один ряд и с Раневской, и с Пельтцер, и с Зелёной и с Марецкой. Её Коринкина, Атуева, Мирандолина - лучшие роли из классики кино.
Театр для неё был больше, чем театр - это жизнь, эпоха, это ВСЁ. Гениальная театральная актриса - не было равных на сцене по темпераменту и находчивости.
"Садко" (1952)
А её коллеги по цеху говорили, что и в закулисной войне ей равных не было, она "пленных не брала". Но чтобы кто ни говорил, а её работы пережили актрису и будут жить дальше. Вот такая она Ольга Артуровна Викландт.
"Совершенно серьёзно" (1961)
Талантливая, яркая, непревзойденно владеющая острым сценическим словцом актриса, которой всегда доверяли характерные роли. В тридцатые - сороковые годы она была примой театра имени Моссовета, где проработала до 1949 года. Вместе со своим учителем Василием Васильевичем Ваниным, впоследствии он стал её первым мужем, «закладывала творческий фундамент»
"Без вины ви- новатые" (1945)
этого театра, играла в нём с прославленными артистами русской сцены.
Она играла молодых, жизнерадостных героинь и имела толпы поклонников. На этой сцене создала образы Людмилы ("Васса Железнова", 1936), Мирандолины
"Счастливый рейс " (1949)
("Трактирщица", 1941), Жанины ("Забавный случай" Гольдони, 1945), Эмилии ("Отелло", 1945), Гриневой ("Московский характер", 1948), Атуевой ("Свадьба Кречинского", 1949) и многих других. Образ Гриневой – одна из лучших ролей актрисы этого периода.
Василий Ванин был любимцем женщин и сам человек увлекающийся, темпераментный и Ольге Викландт было трудно терпеть его бесконечные увлечения. Наступила война. Бомбёжки, срочная эвакуация.
"Свадьба Кре- чинского" (1953)
В это время в театре появился молодой и очень красивый актёр Михаил Названов. Когда он увидел Ольгу на сцене, он был покорён и называл её только так - моя Мирандолина. Роль Мирандолины Ольга Викландт играла в театре,
"Гуттаперчевый мальчик" (1957)
но вторым составом. (Завадский первые роли отдавал ведущей актрисе театра своей супруге - великолепной актрисе Вере Марецкой)
Тогда Названов поклялся Ольге, что вернётся в Москву и самостоятельно поставит спектакль в котором она будет в этой роли. Спустя 14 лет он выполнил своё обещание. Об их любви слагали легенды, их переписку недавно опубликовали несколько киноведческих журналов. Поначалу невезучий, неудачливый актёр, Названов на волне человеческого и творческого счастья получил три Сталинские премии подряд и завоевал заслуженное признание.
Кадры из фильма-спектакля «Хозяйка гостиницы» (1956) Режиссёр: Михаил Названов
Поначалу отношения между Ваниным и Названовым были сложными, но благодаря огромному такту Ольги Артуровны, она сумела выстроить их отношения так, что в конце концов Ванин и Названов стали не только друзьями, но и единомышленниками в искусстве.
"Наши соседи" (1957)
В 1949 году Ванина назначили главным режиссёром нового театра имени Пушкина и тогда Ольга Викландт и Михаил Названов ушли вместе с ним, но 12 мая 1951 года Василия Ванина не стало, а Ольга Артуровна числилась в
"Мёртвые души"(1960)
этом театре до конца своих дней. Прошло время, Названов вернулся во МХАТ, много снимался в кино, а Ольга осталась в театре одна. Сменяли друг друга режиссёры, но это был её театр и она оставалась там работать.
Воспитанница старой актёрской школы, она была строга к себе и окружающим. Всегда брала под свою опёку молодых, подающих надежду коллег и бескорыстно занималась наставничеством. Если ей что-то не нравилось - никогда не разводила дипломатию, говорила свои замечания открыто и смело.
На сцене Театра имени Пушкина создала целый ряд ярких, запоминающихся образов, таких как:
Анна («Украденное счастье», режиссёр В.Ванин);
Атуева («Свадьба Кречинского», режиссёр В.Ванин);
Мария Тюдор («Мария Тюдор»,режиссёр И.Туманов);
Аптекарша («День рождения Терезы», режиссёр Б.Равенских);
"Невольницы" (1974)
Евдокия Антоновна («Дни нашей жизни», режиссёр Б.Равенских);
Евгения Дмитриевна Сурогина («Большая мама», режиссёр Б.Толмазов);
Марфа («Невольницы», режиссёр А.Говорухо);
Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо», режиссёр Б.Толмазов);
Фрекен Оливия («Сочная вырезка для фрекен Авсениус», режиссёр С.Яшин);
Мелия («Месье Амилькар платит», режиссёры И.Сиренко, Э.Эгадзе);
Агриппина («Мотивы», режиссёр Б.Морозов);
Случайная старуха («День Победы среди войны», режиссёр Б.Морозов);
Амбра ("Осенняя история», режиссёры Б.Морозов, Н.Скурт).
"Артист из Коха- новки" (1961)
Неоднократно Ольга Викландт становилась победительницей различных театральных фестивалей, например, была лауреатом фестиваля «Московская театральная весна-71» за исполнение роли Евгении Дмитриевны Сурогиной (спектакль «Большая мама» Г. Д. Мдивани), а в 1981 стала победительницей Фестиваля драматического искусства в Финляндии за исполнение роли Старой хозяйки Нискавуори (спектакль «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки).
"Дни нашей жизни" (1971)
Первую роль в кино Викландт получила в 1944 году. Своенравная, упрямая, жёсткая, взбалмошная женщина – именно в таком амплуа ей пришлось выступить. Невзирая на негативный образ, создаваемый в кино она быстро становилась общей любимицей экрана. Лучшие работы в кино Ольги Викландт считаются: Дуня в фильме «Родные поля» (1944); Коринкина - «Без вины виноватые» (1945);
"Тихоня" (1973)
Царица-водяница, фильм-сказка «Садко» (1952); мадемуазель Нинон - «За двумя зайцами» (1961); Бабариха в «Сказке о царе Салтане» (1966); Атаманша в фильме «Снежная королева» (1966); Раиса Петровна - «Тихоня» (1973).
"Личное счастье" (1977)
Даже в самое тяжёлое время Ольга Викландт никогда не жаловалась, никогда и никому не расказывала о личной жизни. Даже когда в 1964 году умер Михаил Названов она ничем ни показала своё горе, только ещё сильнее замкнулась в себе, единственное о чём все знали, что Названов просил не хоронить его, а сжечь и прах развеять над морем, что Ольга Артуровна и сделала.
"Дождь будет"(1986)
Двери её дома закрылись и 30 долгих лет она прожила одна. Утешением для неё были только две внучатые племянницы, которых она обожала.
Сама научилась кроить и шить. Шила себе красивые наряды, даже шляпы и шубу из каракуля. Красиво одевалась и шла в театр. Немощной больной её не видел никто.
"Не заплачу!"(1983)
У неё были больные ноги и когда построили подземные переходы ей тяжело было спускаться и подниматься, но Ольга Артуровна оставалась актрисой везде, она шла через проспект по верху, притворяясь хромой и еле ковыляла через дорогу так, что все машины останавливались. Перейдя таким образом проспект - вновь оживала.
"Скорость" (1983)
В театр пришёл новый режиссёр и стал предлагать актрисе роли в разовых спектаклях, которые она посчитала для себя оскорбительными. Человеком она была гордым, поэтому на следующий день подала заявление об уходе и ушла из театра. Говорили, что она стала забывать текст, что-то путать, поэтому быстро и однозначно приняла такое решение. А спустя некоторое время она говорила своей коллеге,
что у неё всё хорошо, всё прекрасно и что жалеет об одном, что не ушла раньше, а дождалась, когда ей предложили.
Когда Ольга Артуровна сломала шейку бедра и поняла, что останется прикованной к постеле она решила больше не жить не захотев быть обузой для окружающих, отказалась от пищи и воды и, отвернувшись к стене больничной палаты, ушла из жизни. Соседка по палате сказала тогда: "Какая сильная женщина."
Перед смертью она просила не устраивать пышной панихиды, а похоронить её вместе со своим другом и учителем, которого она продолжала любить всю свою жизнь. Её желание было исполнено.
Ольга Артуровна Викландт ушла из жизни 8 мая 1995 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с первым мужем, актёром и режиссёром Василием Васильевичем Ваниным.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Кадры из сказки «Снежная королева» (1966)
Просмотров: 13602
Добавил: Olesia
Дата добавления: 03.02.2016
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.