30 декабря (17 декабря) 1912 года в Одессе родился Андрей Корнеевич Сова - известный киноактёр, режиссёр, артист эстрады. Об Андрее Сове сегодня, к сожалению, реже вспоминают, чем о двух его легендарных коллегах - Штепселе и Тарапуньке. Но в 60-80-е слава его была невероятной. Перед чёрно-белыми телевизорами и радиоприёмниками собирались порою
"В мирные дни" (1950)
семьями или даже целыми производственными коллективами, когда Сова выступал с миниатюрами и с поэтическими «смешинками».
Он сам определял свой эстрадный жанр, как «забег на короткую юмористическую дистанцию». Сложных сюжетных композиций в его репертуаре практически никогда не было. Он читал басни, эпиграммы, шутки, просто короткие рассказы. Нынче его репертуар многим мог бы показаться странным, даже недостаточно острым.
"Королева бензоколон- ки" (1962)
Но Сова умел находить сочные краски к миниатюрам украинских авторов.
Сегодня, когда все эфиры заполонил собою тот смех, который «ниже пояса», давнишний репертуар Совы может многих удивить... Но если вспомнить невероятное обаяние Андрея Корнеевича, если вспомнить, сколько полевых станов, заводов, фабрик, воинских частей он объездил с этим своим репертуаром, то
"Родные берега" (1943)
неудивительно, что его юмористическая искра зажигала пожар восторга в народе. А читал он со сцены свыше тридцати лет, принимал участие более восьми тысячах концертов.
Андрей Корнеевич Сова одессит не только по месту рождения, но и по южному темпераменту, появился на свет в одном из отдалённых кварталов знаменитой одесской Молдаванки. Всю жизнь потом он вспоминал родную Балковскую улицу, где была «самая густая в мире пыль из нерубайских карьеров», а рядом, на дне глубокого оврага дети создавали своё «Чёрное море»,
"Я - черноморец" (1944)
запрудив мутный ручеёк, который вытекал с территории джутовой фабрики. На этой улице чинили сани, бочки, хомуты, изготавливали кладбищенские ограды - всё что угодно.
Среди этого рая стоял домик дедушки Онуфрия, густо заселённый многочисленным потомством. Дедушка, папа и мама были связистами. В доме всем заправляла бабушка Наталья. Внуки гордились дедом-почтальоном, всегда улыбающимся человеком, который ежедневно возвращался
"Максимка" (1952)
домой с подарками «от зайчика» и вынимал из чёрной кожаной сумки то коробочку мятных конфет, то орешки, то бублики.
Когда Андрейка подрос, его отдали в частный детский сад Клавдии Шевелёвой. Там учили много чему: читать, декламировать, лепить, рисовать, правилам хорошего тона. За овладение «политесом» матери пришлось отдавать чуть ли не половину месячного заработка. Однако внезапно студии прекратились. Одессу лихорадило. Стали обычными слова «фронт», «белые», «красные», «Антанта».
"Морской ястреб" (1941)
Вились километровые очереди за хлебом и керосином. В город пришли холод и голод. Переждать лихолетье уехали к родственникам на Полтавщину. В селе Олексинцы мальчик закончил два класса. Когда возвратился домой, в Одессу, дедушки уже не было, и дом стал чужим: жильё пришлось снимать. Отцу удалось устроиться на местный телеграф, и поддерживать семью стало легче.
"В дальнем плавании" (1945)
В Одессе Андрюша пошёл учиться в образцовую школу имени Ивана Франко, где работало множество кружков - спортивный, хоровой, танцевальный, драматический... До революции там был Институт благородных девиц. Что не урок, то целый спектакль. С искренним теплом вспоминал артист учителей немецкого, русского, а особенно - украинского языка. Заканчивался урок обязательно песней о Шевченко. В школе подросток впервые вышел на сцену в пьесе «Робин Гуд»...
"Тень у пирса" (1955)
Каждый мальчишка с Молдаванки мечтал стать моряком. Не был исключением и Андрей, поступив в школу плавсостава. Моторист 1-го класса мечтал о дальних странах, а попал в степное село на МТС - готовить тракторы к севу. Впоследствии по комсомольской путёвке его направляют на подготовительные курсы в Одесское
"Тень у пирса"
мореходное училище «Совторгфлота», где за год натаскивали для работы на пароходах. И судьба его забросит через некоторое время на легендарное судно «Цюрупа». Теплоход был построен и спущен со стапелей Николаевской судоверфи. Этот красавец-лайнер Сове показался настоящим «Титаником» - огромный, величественный. На «Цюрупе» он бывал в Греции, Египте, Испании, плавал и в Красном море, фотографировался на фоне действующего
"Моряки" (1939)
вулкана Этна, этот теплоход помог ему увидеть площадь Святого Марка в Риме, а также восхитительные уголки в Марселе, Генуе, Ливорно.
Спустя много лет Андрей Корнеевич рассказывал в кругу своей семьи о страшной участи, которая постигла корабль его юности. В годы войны в Испании, когда фашисты окружили Мадрид, «Цюрупа», согласно международным обязательствам, доставлял испанским детям одежду, медикаменты.
Но недалеко от острова Мальорка судно оказалось в плену, окруженное фашистскими эсминцами, капитана осудили на 20 лет тюрьмы, а судно конфисковали.
Впрочем, Сова уже плыл на другом «корабле» - его манили иные «острова». Днями и ночами он пропадал в трехэтажном домике Одесского театрального училища.
"Правда" (1957)
И буквально измором брал комиссию... «Идите сюда, как ваша фамилия? Сова? А какие пьесы вы знаете? Никакие? Тогда читайте что хотите!» - «Тарас Шевченко, «Сон»... Он начинал читать, и комиссия делала кислые лица. Просили что-нибудь веселое. И он вспомнил, как на «Цюрупе» читал товарищам самые разные юморески-«побрехеньки», импровизируя
"А человек играет на трубе" (1970)
на ходу и поднимая боевой дух морякам. Одну из таких миниатюр он и продемонстрировал, ходя щеголем по сцене с закинутыми назад руками. Комиссия пришла в восторг. Так в 1935-м его и приняли в артисты...
И буквально тут же последовало предложение сниматься в кино. Первая и уже ведущая кинороль Андрея Совы - Котька Григоренко, в фильме «Старая крепость» (1938), где партнером молодого актёра был Марк Бернес, часто шутивший: «А ну-ка, расправляй свои крылья, Сова, не тушуйся перед аппаратом!» С Бернесом они встретятся и на съёмках легендарного фильма «Два бойца», причём Сова обучал уроженца города Нежина Марка Бернеса одесскому говору.
"Два бойца" (1943)
Уже шла война. Многие творческие силы были переброшены в Ташкент (в том числе и Одесская киностудия). Ташкентская студия тех лет - лишь небольшая площадка, где выпускали «Боевые киносборники» и где снимались величайшие актеры - Андреев, Алейников, Раневская. В «Двух бойцах» (1942) Сова сыграл маленькую роль артиллериста. Хоть образ и крошечный, но слава этой картины накрыла всех актёров звёздной волной. А песни из фильма «Шаланды полные кефали» и «Тёмная ночь», написанные Никитой Богословским, стали любимейшими в народе.
"Два бойца"
Время летело, годы бежали, багаж творческий потихоньку рос. И не страшно, что большинство его ролей - не главные. Появится в каком-то коротком эпизоде, а то и в эпизодике герой Совы, будет делать гримасу или просто может улыбнуться, ввернёт круглое словцо, или просто ляпнет что-нибудь по ходу действия, - и долго звучит в ушах эта реплика, долго стоит перед глазами весёлое, лукавое лицо артиста. Его герои - люди весёлые, остроумные, порой немного чудаковатые, но всегда обаятельные, а иногда и смешные, когда он играл какого-нибудь бюрократа. Среди его ролей:
рулевой на "Чайке" («Морской ястреб» 1941),
Степа Шувалов («Центр нападения» 1946),
матрос Сучков («В мирные дни» 1950),
матрос Свистунов («Максимка» 1952),
рыбак Грицко («Море зовёт» 1955)
директор дома культуры Иван Семёнович («Годы молодые» 1958),
начальник бензоколонки Панас Петрович («Королева бензоколонки» 1962),
бухгалтер колхоза («Цыган» 1967).
"Цыган" (1967)
В фильме «Таинственный остров» (1941), снятом по известному роману Жюля Верна, он выступил в сложной и нелёгкой роли… обезьяны Джуп. Его одели в обезьянью шкуру, загримировали. А далее случилось непредвиденное. Однажды, в ожидании своей очереди он в экипировке сел на валун у съёмочной площадки, и вдруг увидел группу туристов. Решив посмешить их, Сова устремился навстречу. Женщины бросились наутёк, за ними мужчины. И вдруг раздалась команда: «Трезор, фас!» А спустя мгновение Сова увидел самого Трезора - огромного волкодава, который мчался прямо на него. Он сорвал с себя шкуру и закричал: «Граждане! Товарищи! Остановите собаку, я же артист!». Это его и спасло...
"Годы молодые" (1958)
Не будем прибегать к глубоким теоретическим рассуждениям о том, правильно ли изобразил молодой актёр человекообразную обезьяну, не исказил ли её образ, раскрыл ли глубокий характер этой весьма хитрой твари, рельефным ли вышел этот образ… Тысячи зрителей подделки не заметили, - значит, дело было сделано на совесть.
Попотев в обезьяньей шкуре, молодой актёр с полным правом мог сказать: "Теперь мне уже и море по колено!" И пошла его артистическая кинокарьера «по морям, морям, морям», как в песне поётся. Сегодня он снимается здесь, а завтра там. Играет с одинаковым вдохновением и молодых матросиков-салаг, и насквозь просоленных «морских волков».
"В дальнем плавании"
Самому Анндрею Сове часто вспоминался фильм «В дальнем плавании» (1945). Там он играл роль писаря Аксёнова. Роль подлого, гадкого, скользкого человека. Тот, кто видел этот фильм, обычно вспоминает боцмана Дзюбу, «морского волка» с чугунными кулачищами, грозу матросов, усердного служаку. И вот этот боцман заехал по физиономии прилипале - писарю Аксёнову, когда тот, задумав очередную подлость, подвернулся ему под горячую руку. Как же не любить фильм, в котором Сова работал вместе с таким чудесным мастером каким был Амвросий Максимилианович Бучма, тот самый боцман!
В годы войны Андрей Сова выступал с концертами и на кораблях, и на торпедных катерах, и на подводных лодках, и даже в батумском цирке, и ещё снимался в картине «Я - черноморец» ... Только в мае 1945-го возвратился в Одессу. А там его ждали лишь старенький отец и сестра Мария: мама уже умерла, погиб на фронте старший брат.
Вскоре Андрей Корнеевич переехал в Киев. В столице, при окружном Доме офицеров, создавали новый театр - в основном из выпускников Театрального института. Актёр Федор Ищенко (игравший Чижа в фильме «Щорс») предложил Сове попробовать свои силы в новом коллективе Театра Советской Армии. И молодой актёр сразу же стал одним из заводил в новообразованной труппе. Там же познакомился и со своей супругой - актрисой Галиной Жировой. Её мама так присматривалась к будущему зятю: «Так как ваша фамилия? Сова, говорите? Ты, Галочка, не бери себе такую фамилию, уж больно слух режет».
Между тем Сова не растерялся и пошёл в наступление на будущую тёщу: «Ну, а как ваша девичья фамилия?» - «Моя - Комар...». Тут все и рассмеялись.
Со своим театром Сова исколесил немало дорог. Когда через несколько лет труппу распустили, молодёжь создала весёлую певческую бригаду, которая гастролировала по городам и сёлам Украины. Выступали как придётся - при керосиновых лампах, свечах или даже при лунном свете. Музыка, песни, романсы и, конечно, юмор. Кстати, Сова первым на украинской сцене стал исполнять юморески, найдя тем самым свою нишу. Его начинание потом подхватили Анатолий Паламаренко и Анатолий Литвинов.
"Центр нападения" (1946)
Через некоторое время Галину Жирову пригласили в Русскую драму, а Андрей Корнеевич выбрал самостоятельное плавание. К тому времени у него накопился большой репертуар собственных наработок. Эстрадные подмостки манили его к себе. Он остался при филармонии и полностью перешёл на юмор. В этот период артист подружился со Степаном Олейником. Эта дружба продлилась всю жизнь. Сова тщательно готовился к встречам с поэтом. Идя к Олейнику в гости, долго выбирал костюм, галстук.
"Море зовёт" (1955)
Хотя виделись часто, каждый визит становился событием, потому что появлялись новые произведения, которые он читал со сцены.
Любопытна история встречи Совы с Павлом Глазовым, «концептуальным» для украинского юмора автором. Однажды на Крещатике Андрея Корнеевича окликнул высокий, стройный молодой человек: «Будем знакомы. Я - Павло Глазовый. Видел вас вчера на концерте и слушал с удовольствием. Читаете, как по нотам». Сова глазам своим не поверил: ведь он давно мечтал познакомиться с заместителем редактора журнала «Перець», уже читал со сцены его юмореску «Гопак с коровой». Так начался этот большой творческий и человеческий союз.
"Есть такой парень" (1956)
Впрочем, нового эстрадника поначалу многие встретили в штыки. Его необычная манера, озорной репертуар, его лаконичные этюды раздражали и даже возмущали некоторых «академических чтецов». Говорили: ну, дескать, вызубрит Сова какую-то чепуху, скривится, скорчит физиономию - и ураган оваций, а мы, понимаешь, высоким искусством заняты! Немного расстроенный, Сова отвечал своим недоброжелателям: «Я не морщился и не кривился на сцене ради дешевых эффектов, но каждый раз старался сыграть своеобразный маленький спектакль, мгновенно перевоплощаясь то в один образ, то в другой, чтобы действие развивалось динамично, а временами и молниеносно...».
"Павел Корчагин" (1956)
В конце концов, бешеная популярность Совы, его репертуар, подвинули его к рангу так называемых официальных эстрадных артистов Украины, ему разрешили даже выступить с сольным вечером в Колонном зале филармонии имени Н.Лысенко. Это было подлинное признание.
В 1959 году он перешел в «Укрконцерт». Новая программа, концерты в Большом театре СССР, в Эрмитаже, Ленинградском театре эстрады, по всем уголкам необъятной страны - от Соловецких островов до Сахалина. Польша, Германия, Чехословакия, Америка, Франция, Канада... Сова тщательно готовился к встречам со зрителями. Работал над мимикой, текстом, настраивался внутренне. Часто повторял слова знаменитой Ермоловой: «Пока не выучу текст, не смогу играть». Артист на сцене должен чувствовать себя свободно. А лёгкость и раскованность давались с большим трудом. В его доме часто бывали Юрий Гуляев, Юрий Тимошенко, Ефим Березин, Диана Петриненко.
"Море зовёт"
В 60-м, когда Сова гастролировал в Москве в составе большого украинского эстрадного коллектива, его настигли сразу две радостные новости... 23 ноября ему сообщили о присуждении звания заслуженного артиста Украины и о рождении дочери... Дочь Валентина впоследствии выбрала родительскую стезю, став актрисой. Она и сегодня замечательно играет в спектаклях театра «Колесо» (на Подоле), много занимается озвучиванием и бережно хранит память о своих родителях.
В 1965 году земляки пригласили Андрея Корнеевича на празднование знаменательного события - присвоения Одессе звания «город-герой». Среди гостей были и известные во всём мире уроженцы Южной Пальмиры Леонид Утёсов и Эмиль Гилельс. Через неделю Андрей Сова стал народным артистом УССР.
"В мирные дни"
Много радостного и много светлого было в этой судьбе - любимец публики, блестящий чтец... Если бы не недуг, который сразил артиста наповал в расцвете сил и таланта. Врачи так и не установили точный диагноз. Болезнь поразила его при весьма прозаических обстоятельствах. Случилось это 2 декабря 1978 года. Вечером, выгуливая во дворе собаку, Сова увидел вдруг на снегу красивый желтый лист. Нагнулся за ним - хотел поднять, в позвоночнике неожиданно что-то хрустнуло, страшная боль пронзила тело.
С тех пор он стал ходить с палочкой, затем с двумя, потом перешел на костыли... 16 лет жил, превозмогая боли! Они не покидали его ни на минуту даже ночью. Ни врачи, ни народные целители так и не смогли поставить точный диагноз. Никто не мог объяснить, почему у него отказали ноги. Передвигался с большими муками, с невероятным трудом - держался за костыли, за стены...
"Голубые дороги" (1947)
Концертов становилось всё меньше. В последние годы жизни Андрей Корнеевич уже не мог без посторонней помощи выйти на сцену. Бессменного ведущего всенародно любимой программы «Вишневі усмішки», собиравшей у черно-белых телевизоров миллионы зрителей, привозили во Дворец культуры «Украина» на машине. На костылях, поддерживаемый коллегами, Сова выходил на сцену до начала концерта и садился за столик рядом с другими членами жюри. После этого занавес поднимался, и со сцены звучали шутки, юморески, басни. Когда очередь выступать доходила до Андрея Совы, он вставал, опирался о стол руками и читал, превозмогая дикую боль в спине и ногах.
"Боевой киносбор- ник № 11" (1942)
Зрители в зале смеялись до слёз! И никому не приходило в голову, что любимый артист, заражающий публику весельем и оптимизмом, стоять ещё мог, но ни шага сделать сам был уже не в состоянии... Удивительно, что даже с недугом он боролся с невероятным оптимизмом. Не сдавался: ежедневно строгая диета (овсяная каша без соли, с морской капустой или яблоком), чтобы не набрать лишнего веса. Гимнастика в любую погоду (40 минут упражнений каждое утро). Читал Чехова, мечтал записать на радио рассказы Шолом-Алейхема.
В Осокорках, на своей любимой даче, он по мере сил пытался заниматься хозяйством, садом. В телеэфирах появлялся уже редко. Любимец публики не хотел показывать свою слабость ни перед кем, даже перед самыми близкими. Когда за две недели до его смерти пришла в гости дочь и принесла любимое белое сухое вино, Андрей Корнеевич взялся открывать бутылку: «Я - мужчина! Открою!». Приложив последние силы, он справился с пробкой и был очень рад, что преодолел немощь.
Народного артиста Украины Андрея Совы не стало 11 декабря 1994 года. Похороны состоялись на Байковом кладбище 13 декабря, в день его ангела - апостола Андрея Первозванного.
В память о всенародном любимце Союз кинематографистов Украины и Фонд содействия развитию искусств Украины проводит с 1995 года конкурс артистов эстрады имени Андрея Корнеевича Совы (ежегодно 13 декабря в День Святого Андрея Первозванного).
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
нарезки из к/к "Королева бензоколонки" (1962)
Просмотров: 8894
Добавил: Olesia
Дата добавления: 29.04.2016
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.