(25.05.1918 - 16.09.1993)
Заслуженная артистка РСФСР (29.01.1954).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960). Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1971) и Дружбы народов (1981).
Вера Марковна Орлова была одна из самых популярных и талантливых артисток послевоенного кино и театра, способная малейшими
штрихами и незаметными деталями выявить характер героини. Хотя, конечно, в славе она не смогла сравниться со своей знаменитой однофамилицей, но её любили.
«Какой счастливой можно быть! — говорила Вера Марковна, — когда образ, тобой создаваемый, становится твоей второй жизнью и невозможно провести грань между собой и своей героиней». Она была актрисой незаурядной, к искусству относилась с редкой серьёзностью, как впрочем, ко всему, чем ей приходилось заниматься.
Вера Орлова родилась 25 мая в 1918 году в городе Екатеринослав. Сейчас город носит название Днепропетровск. В начале 1930-х годов
"Близнецы" (1945)
всей семьёй переезжают в Москву.
В судьбе каждого актёра можно отыскать тот первый шаг, который приводит будущего актёра на сцену. У Веры это была встреча с музыкой. Ещё в школе её приняли в самодеятельный ансамбль, где она выучилась играть на гитаре и стала разучивать детские песни, посещала музыкальный факультатив,
"Близнецы"
потом выступала в любительских спектаклях и пела на детских праздниках.
В 1937 году, после окончания школы, поступает в театральное училище, которое было при театре Революции.
"Счастливый рейс" (1949)
В 1941 году завершает учиться в нём. После начинает служить в стенах театра Ленсовета в столице. Потом война... Вера Марковна вынуждена оставить театр по причине эвакуации. Несколько месяцев выступала на театральной площадке в театре сатиры в городе Хабаровск.
В 1942 году она возвращается в Москву. Молодость Веры Орловой прошла в театре Маяковского под
"Два друга" (1954)
руководством легендарного Николая Павловича Охлопкова, главного режиссёра Театра им. Маяковского, обладавшего умением вселить веру в актёра, в его силы и творческую индивидуальность. Охлопков подарил ей нежную
"Об этом забывать нельзя" (1954)
заботу и внимание, благодаря чему молодая актриса сыграла на сцене множество главных ролей.
Уже в первых ролях, сыгранных Верой Орловой в спектаклях Охлопкова, раскрылось сложное дарование актрисы — умение создавать характер. Роль Вали Филатовой из спектакля «Молодая гвардия» не оставила ни у кого сомнения в
"Солдат Иван Бровкин"(1955)
таланте актрисы. О своей работе в этом спектакле Вера Орлова вспоминала даже через много лет.
Театр им. Маяковского был её почвой, её воздухом, её родиной. Здесь она сыграла свои роли, никогда не делая из творчества ремесла или забавы.
"Драгоценный подарок" (1956)
У неё были своя неповторимая тема, своя интонация в многозвучном актёрском хоре. Она была в чём-то похожа на М.И. Бабанову, хотя прямо не подражала ей, даже играя одинаковые роли, например, знаменитую арбузовскую Таню. Сходство было в том ощущении мира, которое можно определить, как ощущение вечно чистой,
"Иван Бровкин на целине" (1958)
вечно детской души, не теряющей с годами своего своеобразия.
Да, она не всегда была на сцене по-детски наивной и мягкосердечной. Сквозь прозрачный флёр нежности на вас часто смотрела почти
"Иван Бровкин на целине"
мужественно сильная душа, трогательная слабость куда-то исчезала, уступая место настоящему героическому порыву (Александра в «Лисичках», Лида Плаха в «Прага остается моей», Эллен в «Дорога свободы» и др.) Эти контрасты слышались и в её неповторимых серебристо звонких интонациях.
"Иван Бровкин на целине"
Вера Орлова любила играть и простых бесхитростных девушек – студенток («Маленькая студентка»), медсестёр («Москвичка»), всегда добрых, иногда и таких, которых называют «не от мира сего», - как поэтическую Майю в «Сонете Петрарки».
"Косолапый друг" (1959)
Ролей простых девушек было больше. Так же она играла задорную Варвару в «Грозе», воинственную мордасовскую Карпухину в «Дядюшкином сне». Но коронной ролью Веры Орловой была всё-таки Валя Филатова.
Вера Марковна Орлова сыграла в Театре им. Маяковского десятки ролей, и всегда это было больше чем игра, на её
"Семь нянек" (1962)
спектакли было невозможно попасть. Актриса жила жизнью своей героини и даже обижалась, когда актёрский труд называли игрой. «Какая уж там игра! — говорила Вера Марковна, — человек из
"Дети Дон-Кихота" (1965)
зрительного зала не поверит человеку на сцене, если не будет искренности в его поведении, если будет, в буквальном смысле этого слова, игра».
После смерти Охлопкова ей пишлось привыкать к новому амплуа — возрастному. На возрастные роли она перешла в «Ленком», где Орлову прозвали «миной замедленного действия» — актриса проявляла удивительный талант изобретательницы, используя в работе
"Короткие истории" (1963)
мельчайшие детальки, способные выявить характер персонажа в самый неожиданный момент.
Вера Марковна была удивительно доброй и заботливой женщиной. Не имея собственных детей, она опекала молодых
"Короткие истории"
актёров «Ленкома», говоря при этом: «Мне нравится, когда молодые горячатся, петушатся — пусть, ошибаясь. Но ведь без этого нет молодости, самого прекрасного в жизни». С удовольствием кормила их на гастролях, помогала с деньгами, на юбилеи и праздники труппы всегда готовила сладости и пекла пироги.
"Короткие истории"
Будучи депутатом, никогда не ждала ходатайств о помощи – она знала, что кому нужно, и делала всё, что было в её силах. Для себя же не просила ничего.
Марк Захаров о Вере Орловой:
«В Ленкоме её просто любили за её качества — и творческие, и человеческие. Она замечательно играла, например, в спектакле «Вор»,
"Я Вас любил..." (1967)
или тетю Христю в героической постановке «В списках не значился» и др. Наши взаимоотношения сразу сложились очень хорошо. Она из той плеяды актрис, которые сразу идут за режиссёром, но приносят свой багаж, приносят свою прожитую жизнь, своё мастерство, внешнее и внутренне.
Я ей очень благодарен за её участие в «Двенадцати стульях». Русский театр силён тем, что в нём соединяются слёзы и смех, радость и горе, боль и надежда.
"Эффект Ромаш- кина" (1973)
В Орловой как раз и таился этот синтез. Она умела сказать так, что подкатывались слёзы. И, наоборот, развеселить так, что вдруг это всё превращалось в весёлую-весёлую оптимистическую комедию.»
"12 стульев" (1977)
Дебют в кино Веры Орловой состоялся в 1945 году. Актриса стала знаменита после выхода кинокомедии «Близнецы». Её дуэт с Людмилой Целиковской вскружил головы всему мужскому населению страны. Роль Лизы Карасёвой в этом фильме принесла актрисе огромную популярность и безграничную любовь зрителей. И для самой Веры Марковны эта киноработа была одной из самых любимых.
"12 стульев"
Вообще с кинематографом её связывает не более трёх десятков картин. Но, безусловно, каждое её появление в кадре становилось украшением кинофильма, даже если это был небольшой эпизод.
"С любимыми не расставайтесь" (1979)
Особую любовь зрителей завоевали милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна из фильма «Дети Дон Кихота». Актриса любила это искусство, поэтому очень переживала, что так мало сделала для экрана. Её редкие данные требовали особого внимания со стороны режиссёров, поэтому со временем работы у актрисы было всё меньше.
"Фитиль" (1964)
А когда жизнь пошла на убыль, верно оценив ситуацию, она сама стала отказываться от ролей в кино. В один прекрасный момент она сама себе сказала: «Стоп, пусть меня знают и помнят в хорошей форме.»
Дарование Орловой было настолько ярким, а преданность актёрскому ремеслу настолько беззаветной, что не могли не найти отклик в сердцах её бесчисленных поклонников.
"Фитиль" (1965)
В Орлову влюблялись, ей писали письма, ожидали у театра, заваливали цветами, фотографии актрисы раскупались мгновенно. Один из её молодых поклонников однажды так пылко признался в чувствах, что несмотря на разницу в возрасте,
"Дети Дон-Кихота"
Вера Марковна вышла за него замуж.
Обладая привлекательной внешностью, Вера Орлова, тем не менее, оставалась характерной, комедийной артисткой, чей острый юмор смягчался самой же внешностью, лёгкими движениями и журчащим, неповторимым голосом. В 60-е годы неповторимый голос Веры Орловой звучал в популярной юмористической радиопередаче «С добрым утром!», где она исполняла роль дежурной справочного
"Таланты и поклон- ники" (1971)
бюро. Эта передача по популярности была ни с чем не сравнима. Как замечали многие радиослушатели, у них дома сразу становилось веселее, а настроение делалось праздничным. Её голос даже был знаменитее, чем её лицо.
Марк Захаров о Вере Орловой:
«У неё был замечательный голос, такой голосочек, тонкий. Невозможно передать словами, как он звучал. У неё был своеобразный тембр — как мостик к душам человеческим.
Она вносила какое-то тепло, какую-то уверенность.
"Это мы не проходили" (1975)
А молодым актёрам в определенный период жизни очень нужна уверенность, которую им может подарить мастер. Вера Марковна была таким мастером, поэтому её замечания, пожелания, напутствия были очень дороги».
С середины 80-х Вера Орлова всё реже выходила на сцену. Тяжёлая, неизлечимая болезнь ног вырывала её из театра, из кино, из жизни. Один за другим ушли из жизни все её родные, умирали животные, а непроходящие боли вселили в Веру Марковну пессимизм и тоску. С каждым годом ей становилось всё труднее передвигаться.
На 75-летие актрисы театр "Ленком" устроил ей грандиозный праздник, было много молодёжи, много шуток и смеха, — и этот счастливый день, может быть, помог ей продержаться ещё несколько месяцев.
Вера Марковна Орлова умерла 16 сентября 1993 года в Москве. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Марк Захаров: «Я часто вспоминаю Веру Марковну с какой-то светлой радостью и светлой грустью. С грустью. Знаете почему? Такова наша профессия, мы забываемся медленно, но не отвратимо, но я помню этого человека, он остался навсегда, как какое-то очень светлое, очень трепетное, пронзительное, яркое, комедийное, лирическое явление в театре и кинематографе».
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 13399
Добавил: Olesia
Дата добавления: 27.12.2015
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.