Вторник, 19.03.2024, 10:37

Приветствую Вас, Гость



Поделиться

Форма входа




Меню сайта

  ГЛАВНАЯ
  НОВОСТИ САЙТА
  ЗАРУБЕЖНОЕ кино
  ОБРАТНАЯ связь
  КАТАЛОГ ресурсов



Дети



Актрисы



Актёры



Зарубежные актёры



Мои сайты

Сайт Александры Зобовой

«КЛУБ

Сайт Евгения Сидихина

Сайт Ильи Шакунова

Сайт Яна Цапника

Сайт Евгения Стычкина



Наш баннер

Сайт Памяти ушедших





Поиск




Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





27.11.2016
Эда Урусова



Урусова Эдда Юрьевна



(23.11.1908 - 23.12.1996)

Заслуженная артистка РСФСР (23.03.1977).
Народная артистка РСФСР (14.10.1988).


Эдда Юрьевна Урусова (Евдокия Георгиевна) представительница ярославских князей Урусовых, звезда театра имени Ермоловой, ярчайшая острохарактерная актриса с неповторимым тембром голоса, до последнего дня была верна профессии.

Эдда Урусова родилась в Москве 10 (23) ноября 1908 - плод любви представителей двух известнейших русских фамилий. По маминой линии в её роду были такие знаменитые мастера слова, как Александр Васильевич Сухово-Кобылин и Евгения Тур. Отцовская линия связана с одной из ветвей рода Урусовых. Её отец Георгий (Юрий) Дмитриевич Урусов (1878—1937) был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.

С ранних лет она занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Зелениной - дочери Марии Ермоловой. Горячо ратовала за неё Надежда Вахтангова - жена Евгения Багратионовича. Выпускница института благородных девиц при Николо-Угрешском мужском монастыре - было и такое чудесное явление в большевистской России. Вернее, это была колония Наркомфина, состоявшая из учебного корпуса для мальчиков, приюта для дворянок с малолетними детьми и института благородных девиц.

Преподавали там по дореволюционной программе, поэтому, когда в 1922 году коммунисты институт закрыли, выпускницам пришлось заново обучаться в советских учебных заведениях, так как образование, полученное в институте, не соответствовало стандартам новой власти. Так Эда, доучившись в 8-летней школе, пришла в театральную студию при театре Ермоловой - о сцене она мечтала с самого детства, ещё школьницей решила посвятить свою жизнь театру, попробовала поступить в студию при Художественном театре, и поступила. Принимал Эду сам Станиславский... Её педагогами были Е. К. Лешковская и Н. Ф. Костромской, по окончании студии в 1928 году стала актрисой Московского театра имени Ермоловой.

Эда Урусова увлечённо занималась балетом, пением, верховой ездой. Она старалась не пропустить ни одной премьеры и много снималась в немом кинематографе. Первой киноролью стал эпизод в фильме "Ледяной дом" - она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны Иоанновны.

После революции князьям и графам становилось всё тяжелее. А княжна Урусова не только родилась таковой, но и оставалась до последнего часа олицетворением лучших черт русской аристократии. За своё происхождение она заплатила свободой.

В общей сложности в тюрьмах, лагерях и ссылках Эдда Урусова проведёт 17 лет, там погибнут её родители, муж и сестра. Шестилетний сын останется в Москве, они увидятся, когда он будет уже почти взрослым.

Первый арест Эдды Урусовой состоялся в июне 1938 года в Москве, прямо на вокзале перед отходом "Красной стрелы", на которой театр выезжал на гастроли в Ленинград. Обвинение – связи с фашистами, а по другим данным причиной ареста стал её отказ подписать донос парторга театра на актёра Александра Демича. К тому времени уже был арестован её муж, актёр Михаил Унковский (1904—1940). «Михаил Унковский был замечательным человеком, он был душой нашего барака. Необыкновенно умел во всех нас поддерживать бодрость духа. Он был необычайно активен в своем желании вынести все трудности, выдюжить, выжить в этих чудовищных условиях, в которых мы находились. И холод, и плохое питание... Михаил острил, шутил, иногда разыгрывал перед зеками какие-нибудь сценки из своих и, может быть, и из чужих ролей. Он помогал нам, заключенным, дожить, вернуться домой к родным, к любимой профессии. Но всё оказалось хуже. Вторая лагерная зима была лютой. Унковский отморозил ноги, и одну ему ампутировали. После этого в нём все сломалось. Исчезла вера возвращения на сцену. Он утратил волю к жизни и умер ночью во сне». (из книги об Э.Урусовой)

Эда Юрьевна вспоминала, что следователь Эдельман, который вёл допрос на Лубянке, не обвинял её в участии в группе, в которую входил М.Унковский, не пытался добиться от неё признания в контрреволюционной деятельности и дать показания против кого-либо из товарищей или знакомых. Обвинял он её в связях с фашистами, а она плохо представляла себе, что такое фашизм и в чем заключается её преступление... Виновной Урусова себя не признала и даже не испытывала к этому следователю особой неприязни.

Только через много лет при получении документов о реабилитации Урусова узнала, что уже на третий день после её ареста было принято постановление осудить её за контрреволюционную деятельность. Из следственного дела, хранящегося в архиве, стало известно, что двое её товарищей из группы актёров, арестованных в марте, подтвердили её активное участие в их контрреволюционной фашистской организации.

Актриса была осуждена на 10 лет. «Это были самые тяжелые дни в моей жизни. Всё время болело сердце, происходящее казалось каким-то ужасным кошмаром», - вспоминала Эдда Юрьевна. Впереди - бесконечные 10 лет каторги, а в Москве остались маленький сын и театр, в котором прошла вся её молодая жизнь...В таких трагических обстоятельствах одни падают духом, ломаются, другие мобилизуют все свои духовные силы в борьбе за жизнь. Урусова не сломалась. Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала на лесоповале на общих работах, в топографическом отряде, была дояркой, счетоводом. Играла в лагерном театре, где встретилась с А. Демичем.

Урусова вспоминала: «В театр я попала совершенно случайно. Там работало много вольнонаёмных, и одна актриса родила чуть ли не за два дня перед спектаклем. Да ещё перед праздником. Стали искать ей замену, нет ли ещё актрисы где-нибудь. А трасса огромная от Известковой до Ургала. И вот узнали, что есть актриса уже с опытом. Вытащили меня, спросили: "Можете завтра сыграть?" Я ответила — смогу. На следующий день я сыграла спектакль, и моя карьера была обеспечена. Так что чистый случай меня выручил. Вместе с тем, если бы я не была актрисой, ничего бы этого не было...»

Театр КВО (культурно-воспитательного отдела), в котором начала работать Урусова, располагался в Известковой. Вскоре она становится в нём ведущей актрисой. В первый год Урусова была занята в трёх спектаклях. В следующем году у неё добавляется еще пять ролей. Она начинает самостоятельно ставить небольшие пьесы и водевили. Театр не был обойден вниманием администрации управления и другого лагерного начальства. Благодаря этому актёры из заключенных имели существенные льготы и даже пользовались относительной свободой. Но главное, конечно, — возможность заниматься своей любимой работой. Это помогает сохранять веру в будущее.

Из книги об Э.Урусовой: «Мы делали всё, что могли, и порою свыше возможного. Ставили в тех условиях почти всю классику, а когда началась война, мы, конечно же, не могли остаться в стороне. Когда в "Правде" опубликовали "Русские люди" К.Симонова, мы всего за две недели срежиссировали и поставили наш спектакль — гораздо раньше, чем Художественный театр в Москве».

Однажды с ней произошел такой случай. Её должны были отправлять в какое-то другое место. Чтобы этого избежать, доктор-заключенный поставил ей диагноз — аппендицит и сделал операцию, удалив здоровый аппендикс. Отправка не состоялась. Конечно, в жизни заключенных было много всяких событий. Но Эда Юрьевна редко и мало рассказывала о них.

О своей работе в театре КВО Урусова говорила: «Невозможно забыть, с какой радостью встречали нас наши товарищи — заключенные. И нам было радостно слышать их смех, видеть, как светлеют их лица. Словно мы подносили им глоток живительной влаги. Вряд ли были у меня когда-либо ещё такие благодарные зрители». В местах заключения Эда Юрьевна познакомилась со своим вторым будущим мужем - Александром Ивановичем Блохиным. Александр Блохин - сын танцовщика, солиста Большого театра Ивана Фёдоровича, который отбывал наказание как «социально вредный элемент».

Она была освобождена досрочно на год. Весной 1948 года Э.Ю.Урусова приехала в Москву вместе с Блохиным. Старая квартира в Б. Знаменском, где жили Урусовы, давно стала коммунальной. Хотя у мужа не было ограничения по месту жительства, они поселились в Александрове, а в Москве бывали наездами. Подолгу задерживаться в Москве она не могла, чтобы не подвести родственников. Александр Иванович заработал в лагере хронический туберкулез, а Эда Юрьевна от цинги потеряла все зубы... Случилось так, что после установки зубных протезов ей на следующий день пришлось выступать в эстрадном концерте... Вот такой оказалась свобода. Положение изменилось, когда Урусова летом 1948 года на актёрской бирже нашла работу в Угличском драматическом театре. Это был уже какой-то «проблеск в конце тоннеля». Всё оборвалось 25 мая 1949 года. Она была вновь арестована и помещена в Ярославскую тюрьму.

Урусова вспоминала: «Меня забрали на улице после спектакля "Последняя жертва" в белых туфлях и легком платьишке и отправили в тюрьму в Ярославль, где я просидела всё лето. Потом вызвали, сказали, что дела на меня нет, но Москва высылает всех ранее судимых. Нас загнали в ужасные вагоны и повезли. Я попала в село Тасеево Красноярского края. Молодых посылали на лесоповал, а нас, постарше, на работу не гоняли, но не давали ни еды, ни одежды, ничего; только два рубля на телеграмму родным, чтобы они помогли. Фактически мы были обречены на вымирание... Это была страшная зима. Было тяжелее, чем в лагере на лесоповале. Ссыльные жили небольшими группами по крестьянским избам. Спасала солидарность и взаимовыручка. Каждый делился, чем мог. На улицу выходили поочередно. Собирали со всех теплую одежду, и была одна пара валенок на всех».

Весной 1950 года, узнав об её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов. Урусова вспоминала: «Когда я смотрела "Берегись автомобиля", Деточкин напомнил мне того Кешу, какого я знала в Норильске, - только он тогда был моложе. Но походка, сутулость и весь вид человека не от мира сего, отстраненного, чудаковатого — из того времени. Он держал себя очень замкнуто, очень скрытно, почти ни с кем не разговаривал. Но с нами у него сложились самые дружеские отношения. Мы жили все рядом в коридоре на втором этаже актёрского дома — он, я с мужем, Жженов с женой. Но по-настоящему он дружил только с Жженовым: Смоктуновский нуждался очень, и Жженов ему всячески помогал.»

В 1955 году, после реабилитации, Евдокия Урусова вернулась в Москву и вновь пришла в родной театр, где сыграла около 200 ролей: Надежда («Последние» Горького), Мать («Русские люди» Симонова), Гурмыжская («Лес» Островского), Кабаниха («Гроза» Островского), леди Милфорд («Коварство и любовь» Шиллера), Фёкла Ивановна («Женитьба» Гоголя), тётушка Меме («Суббота, воскресение, понедельник» де Филиппо), миссис Ладлоу («Зелёная комната» Пристли).

Старухи Урусовой памятны своим непостижимым разнообразием, многоплановостью. Нежные, заботливые матери соседствовали с прямолинейными, жестокими старухами, палитра красок, которыми пользовалась актриса, была чрезвычайно яркой и многогранной.

Возвращение Эдды Урусовой в число ведущих актрис Московского театра им. М.Н.Ермоловой состоялось. Её избрали в Художественный совет, в составе которого она оставалась в течение многих лет. Избиралась она также и в местный комитет театра. Она была полна энергии и жила напряженной творческой жизнью. В свободные вечера бывала на всех сколько-нибудь заметных театральных премьерах. Много читала: русскую классику, книги о театре, современную поэзию. Она была в центре культурной жизни Москвы и не только Москвы.

Вместо комнаты в коммунальной квартире, полученной после реабилитации, театр выделил ей однокомнатную квартиру. Благодаря этому путём сложного обмена им удалось вместе с родителями Александра Ивановича объединиться в отдельной большой квартире в центре Москвы в Трёхпрудном переулке.

Но неумолимо приближалась новая беда. Судьба уготовила ей новое жестокое испытание. Начала развиваться тяжёлая болезнь ног. Нарастала непрерывная боль в тазобедренных суставах. Видимо, напомнили о себе годы, проведённые в Гулаге и в Заполярье. Из её письма от 11 апреля 1967г.: «"Лес" должна была играть 9-го, но отложили на май, так как вводят нового Буланого. Ещё хожу ежедневно на массаж, ноги не хотят ходить, к великому моему сожалению. Вчера распределяли санаторные путевки на отпуск, дали 2 штуки, одну из них мне. Ужас! Придётся ехать, брать радоновые ванны, если разрешат по сердцу, возможно, в Цхалтубо».

Врачи не сразу распознали характер заболевания. Не помогли ни Цхалтубо, ни другие курорты. Не спасло и лечение у лучших специалистов в ЦИТО. Через какое-то время суставы полностью закрылись и перестали работать. Надо было постоянно принимать обезболивающие. Ходить становилось всё труднее и труднее. Она уже не могла поднять ногу, чтобы встать на ступеньку лестницы. Как будто ноги сковали железными цепями.

Стало невозможно пользоваться общественным транспортом, передвигаться приходилось при помощи палки. Для неё это было ограничением свободы, снова поразившим её — теперь уже пожизненно. И не только в быту, но и на сцене. Каждый спектакль требовал дополнительных сил для преодоления недуга. Сниматься в кино и на телевидении было легче.

Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом сезоне, несмотря на физическую слабость, Эда Урусова стала работать у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последней работой стала роль в спектакле «Письма Асперна».

Кинороли Урусовой, в основном, небольшие, но незабываемые – чего стоит умирающая тёща Кисы Воробьянинова в "12 стульях" Гайдая или самый тёплый персонаж в картине "Ларец Марии Медичи" - Вера Фабиановна Чарская. Не роль, а бриллиант! Были заметные работы в картинах "Цепная реакция", "Возвращённая музыка", "Прыжок с крыши", "На гранатовых островах", "Курьер", "Жизнь по лимиту", "Утоли моя печали", "Гроза над Русью", "Арбатский мотив". И как хорошо, что есть фильмы с её участием, в которых можно насладиться настоящим аристократизмом и благородством.

Она прожила большую и сложную жизнь. В ней подъёмы и удачи чередовались с трагическими событиями и тяжёлыми испытаниями. Не раз ей на выручку приходил счастливый случай. Всю свою жизнь без остатка Эда Юрьевна отдала служению театра. Она многого достигла, но могла бы достичь большего, а могла и погибнуть в молодые годы. И всюду, где бы она ни оказывалась, окружающие - и почитатели, и недоброжелатели - не забывали упоминать о её княжеском происхождении. Ведь была она, вероятно, первой русской княжной, ставшей профессиональной актрисой.

Скончалась Эдда Юрьевна Урусова 23 декабря 1996 года, похоронена в г. Москве на Введенском кладбище (23 уч.).

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!














Просмотров: 9190 Добавил: Olesia Дата добавления: 27.11.2016
Всего комментариев: 2

№2. Ольга   (17.03.2017 11:14) [Материал]
КНЯГИНЯ!!! Шикарная актриса!! Шикарная!!


№1. Ner   (29.11.2016 10:28) [Материал]
Когда много лет назад я увидел Э.Урусову в фильме "Ларец Марии Медичи", подумал - как хорошо эта актриса играет аристократку, позже узнал, что она, на самом деле , княгиня. Прекрасная актриса, во всех ролях хороша.

В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz