Кадр из фильма "Путь к себе" (1986)
(18.08.1948 - 24.12.1990)
Заслуженный артист РСФСР (1982)
Окружающим казалось,
что этот человек родился под счастливой звездой. Он был талантлив и красив, ему улыбалась удача. Он без труда осуществил свою мечту стать актером,
с первого захода поступил в театральный институт.
Он быстро стал знаменитым, попав в труппу Большого драматического театра в Ленинграде. В 30 лет он получил Государственную премию, а спустя 4 года - звание заслуженного артиста. Однако, вспыхнув яркой звездой, этот актёр так же быстро сгорел: его слава длилась чуть больше 15-ти лет. Звали его Юрий Александрович Демич.
Юрий Демич родился 18 августа 1948 года в Магадане, в актёрской семье. Отец Юрия Александр Демич в 1937 году был арестован по доносу коллеги за антисоветский анекдот и направлен отбывать 20-летний срок на Колыму.
"Посылка для Свет- ланы" (1974)
После восьми лет, проведенных на рудниках, его начали привлекать к работе в Магаданском театре.
Там же играл отбывающий наказание Георгий Жженов – впоследствии знаменитый киноактер. В Магадане Александр Демич встретил свою коллегу - актрису Ермоловского театра, которая, оказывается, была осуждена за отказ подписать на него донос. Они стали встречаться, и в 1948 году у них родился сын Юрий.
"Семья Коцюбинских" (1970)
После освобождения у Александра Демича была возможность вернуться в Москву, но он предпочел поселиться в Куйбышеве (ныне – Самара). Александр Иванович играл в местном театре им. Горького и преподавал в студии при этом театре. Сына в артисты он не тянул - Юрий сам, отучившись девять классов средней школы, решил пойти по стопам родителей.
"Необыкновенное лето" (1979)
По ходатайству отца он был принят в студию сразу на второй курс. Впрочем, этот блат студент отработал в полной мере. Чтобы доказать свою состоятельность перед однокурсниками, Юрий занимался круглые сутки, за что и был вознагражден – вскоре его стали привлекать к работе в театре.
"Дума о Ковпаке. Набат" (1973)
Спустя годы, работая над Гамлетом, он постарался донести до зрителя мысль: молодой человек должен уметь сказать «да» и «нет» в ситуации, которая требует только однозначного ответа. И еще ему хотелось, чтобы зритель понял: стыдно свою нерешительность в подобной ситуации оправдывать «юностью»,
"Дума о Ковпаке. Буран" (1975)
поскольку юность – это именно та ступень жизни, когда человек окончательно формирует свой характер, свою принципиальность и способность смело отвечать на вопросы времени. Во всяком случае, сам он в ту пору старался жить только так...
"Три весёлые смены" (1977)
Да, началось всё именно с того, что Юрий сумел принять решение. Школа, где он учился, была «с уклоном»: после окончания одиннадцатого класса одним из них предстояло стать авторемонтниками, другим – программистами.
"Одиннадцать надежд" (1975)
Демичу выпадал второй путь, и вполне вероятно, что из него бы получился в результате вполне приличный специалист, однако, добросовестно отсидев девять школьных лет, Юрий понял, что еще два года на пути «в программисты» станут откровенной кражей времени и у себя, и у других. И, чтобы не терять это время понапрасну, он однажды сказал отцу, что хочет поступить в училище при театре, и, если можно, сразу на второй курс.
"72 градуса ниже нуля"(1976)
В 1966 году Юрий Демич окончил студию при театре имени Максима Горького в Куйбышеве и тогда же с первого захода поступил в ГИТИС (окончил его в 1971 году). Все эти годы актёр выступал на сцене Куйбышевского театра имени Максима Горького.
"Выйти замуж за капитана" (1985)
Он жил уже на том нерве, в том ритме, какой выбрал для себя единственно возможным. Семь сезонов на куйбышевской сцене, почти сорок ролей – и каких ролей! Не только розовские «мальчики», не только герои Эдуардо де Филиппо, Арбузова, Рощина, но и – царевич Федор, Глумов, Жадов, Гамлет, наконец...
"Путь к себе" (1986)
Когда в 1970-м их театр, который великолепно возглавлял Петр Львович Монастырский, гастролировал на берегах Невы, младшего Демича ленинградцы заметили сразу. Спектакли куйбышевцев
"Соперницы" (1985)
проходили на сцене БДТ, и Юрий, буквально благоговевший перед этим коллективом, даже на мгновение не мог себе вообразить, что спустя три года Георгий Александрович Товстоногов предложит ему совместную работу. И снова Демичу нужно было доказать – новым коллегам, зрителю, самому себе, что прославленный режиссёр вовсе не ошибся, пригласив его в этот дом на Фонтанке...
"Надежда и опора" (1982)
Что ж, тогда это ему удалось. Причем все его роли пронзал какой-то удивительный, совершенно особого накала нерв, когда кажется: человек уже не «играет», не просто текст роли произносит, а само сердце своё обнажает, вовсе не заботясь о том, что для сердца это отнюдь не безвредно...
"Семь часов до гибели" (1983)
Став артистом БДТ, Юрий Демир органично вписался и в коллектив, и в репертуар театра, сразу же получив интересные роли в спектаклях «Прошлым летом в Чулимске», по пьесе А. В. Вампилова (Пашка) и «Три мешка сорной пшеницы», по повести В. Ф. Тендрякова (Женька Тулупов).
"Всем - спасибо!" (1981)
Красивый, видный, обладающий бешеным темпераментом актер полюбился взыскательной петербургской театральной публике. Лев Сидоровский писал о Демиче: «Все его роли пронзал какой-то удивительный, совершенно особого накала нерв,
"Надежда и опора"
когда кажется: человек уже не «играет», не просто текст роли произносит, а само сердце своё обнажает, вовсе не заботясь о том, что для сердца это отнюдь не безвредно...»
Среди самых ярких работ Юрия Демича на сцене БДТ: Михаил Кошевой в «Тихом Доне», Сэм Уэллер и Генри Перси в «Пиквикском клубе», Лёня Шиндин в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся», Моцарт в спектакле «Амадеус».
"Необыкновенное лето"
Сам актёр, отдававшийся сцене до конца, играя за каком-то запредельном нерве, говорил: "Человек на сцене должен жить страстно – убеждён в этом. Конечно, я вовсе не «крик» имею в виду, а то, что в организме актера
"Человек из черной "Волги"" (1990)
должна быть бешеная температура, не «тридцать шесть и шесть». Если только «тридцать шесть и шесть», то сказать тебе зрителю нечего. И решаться на сцене, по моему глубокому убеждению, должны вопросы только экстремальные, которые ставятся только в том случае, когда не могут быть не поставлены. Лишь тогда, по-моему, и бывает театр..."
"Первые радости" (1977)
Те, кто видел игру Юрия Демича в театре, отмечают необычайный темперамент и хорошую, эмоциональную игру актёра в роли Гамлета, например, а у Товстоногова в роли Моцарта в спектакле " Амадеус". У него были хорошие внешние данные, какая-то собранность во всей фигуре, строгость и серьёзность во взгляде, при этом был непростой, вихрастый
"Легко быть добрым" (1976)
характер, который он проявлял и в своих героях. Всё, что пишут о его пристрастии к спиртному, для человека непосвящённого кажется нелепостью, уж очень не вяжется это с интеллигентным, симпатичным, подтянутым обликом артиста.
"Всем - спасибо!"
В отличие от театра в кино успехи Юрия Демича были скромнее. При его большом потенциале ничего серьезного в кино так и не удалось сделать. Ролей было много, но играть актеру, как правило, доводилось в идеологически выдержанных, «правильных» картинах на производственную, военную, революционную или спортивную тематику: «Семья Коцюбинских» (Юрий Коцюбинский), «Дума о Ковпаке» (Сева Мошкин), «Одиннадцать надежд»
"Меня это не ка- сается" (1976)
(Сергей Андреевич Романцев), «72 градуса ниже нуля» (Валерий Никитин), «Первые радости» (Кирилл Извеков). Эти и другие подобные ленты большим успехом не пользовались и тогда, а впоследствии большинство из них и вовсе были заслуженно преданы забвению.
"Меня это не касается"
Впрочем, даже в таких лентах Юрию Демичу удавалось выделяться. Так в драме «Магистраль» он исполнил роль заведующего отделом транспорта обкома партии Сергея Фёдоровича Колобова, которого косвенным виновником аварии на железной дороге. Роль эпизодическая, но какова выразительная мимика актера!
Были и более интересные картины в кинобиографии Юрия Демича. Правда, доставали ему там роли второго плана. Так в известном историческом телесериале
"Россия молодая" (1981)
«Россия молодая» он сыграл поручика Мехоношина, а в трагикомедии «Прохиндиада, или Бег на месте» - следователя.
с Т. Люкшиновой
Первый брак Юрия Демича оказался недолгим. В начале 1970-х годов Демич женился, но прожил с женой всего лишь несколько лет, после чего развёлся. В этом браке 6 мая 1970 года у него родился сын Александр, ставший впоследствии тоже актёром.
В 80-х годах он женился на актрисе Татьяне Люкшиновой, с которой познакомился на съемках фильма «Магистраль». С ней он прожил до конца своих дней.
"Прорыв" (1986)
В последние годы Юрий Демич стал злоупотреблять алкоголем, к чему в БДТ относились крайне отрицательно. Нередко он исчезал из театра на несколько дней, чем подводил своих партнеров. Какое-то время ему это прощали…В 1987 году был уволен из БДТ по недоразумению, но со скандалом.
"Похищение чаро- дея" (1980)
Однажды во время спектакля «Амадей» Демичу стало плохо, но руководство театра обвинило его в том, что он в пьяном виде вышел на сцену. Демич клялся, что в этот день не пил, просил вызвать "скорую".
Приехавшая "Скорая помощь" повезла его на экспертизу и там ему поставили диагноз "поражение головного мозга", но как бы то ни было на самом деле, актёру с его репутацией не поверили и Демича вывели из всех спектаклей. Два месяца он оставался без работы, а затем сам подал заявление об увольнении.
"Магистраль" (1982)
Никто не знает, кто и за что "помог" этому актёру, что он надломился, но он не единственный в нашем искусстве, кому выпала такая доля. Об этой ситуации, в которой коллеги повели себя крайне некорректно по отношению к Демичу, есть рассказ в замечательной передаче «Чтобы помнили» Леонида Филатова.
"Пиквикский клуб" (1986)
В 1988 году Юрий Демич перебрался в Москву и стал актёром МДТ имени М. Н. Ермоловой. Однако на этой сцене он так ничего не сыграл. В 1989 году, после смерти Георгия Товстоногова, Юрий Демич попытался вернуться в БДТ, но новый руководитель театра Кирилл Лавров ответил ему отказом. Вернувшись в Москву, актёр не нашёл ничего лучшего, как вновь взяться за рюмку.
"Везучий человек" (1987)
Юрию Демичу только и оставалось, что ездить по стране с творческими вечерами. 12 декабря 1990 года Юрий Александрович отправился в одну из таких гастрольных поездок по стране. К тому времени он уже смог побороть свой недуг и выглядел вполне благополучно. Во всяком случае, внешне ничто не предвещало скорой трагедии. Однако поздно ночью 19 декабря у него неожиданно началось сильное кровотечение вследствие
разрыва вен пищевода. Сопровождающая его жена, актриса Татьяна Люкшинова вызывала "Скорую", занято-занято-занято, и только через 40 минут смогла дозвониться до неё..."скорая" прибыла на место только через 2 часа. За это время актёр потерял много крови. Всё же в больницу его доставили живым. Но спасти так и не смогли.
22 декабря Юрий Демич впал в коматозное состояние, а ещё через два дня, в понедельник 24 декабря 1990 года он скончался. Похоронили Юрия Демича в Москве на Ваганьковском кладбище.
А талант был несомненно... Он мог играть всё, от классики и партийных функционеров, до современников и простых, маленьких людей. В наше время его диапазон ролей был бы ещё шире - от мафиози и правителей, до бомжей, не приспособившихся интеллигентов и простых людей, которые выживают в наше трудное время. Очень жаль, что такой красивый и талантливый актёр, так рано ушел из жизни, всего 42 года прожил...
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 17534
Добавил: Olesia
Дата добавления: 17.04.2014