Кадр из фильма "Покровские ворота" (1982)
(14.06.1934 - 20.05.2008)
Заслуженный артист РСФСР (4.11.1974)
Народный артист РСФСР (10.07.1989)
Виктор Андреевич Борцов родился 14 июня 1934 года в городе Оренбурге.
Учился во 2-й средней мужской школе (были такие школы в далёкие времена).
В 1957 году, по окончании Театрального училища имени М.С.Щепкина, он был принят в труппу Государственного академического Малого театра, которому оставался верен до последних дней своей жизни.
Профессионал высочайшего класса, актёр от Бога, Виктор Андреевич был одним из тех, кто составлял славу и гордость коллектива Малого театра.
Его педагогом была Вера Николаевна Пашенная, а однокурсниками — Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко и Роман Филиппов. С тех пор служил Малому театру, в котором проработал почти 50 лет. Ведущий актёр Малого театра, исполнитель ролей "здоровяков", крепких телом и духом, но не всегда удачливых в жизни. Борцов ещё в студенческих работах и первых сценических созданиях на подмостках «Дома Островского», обнаружил талант не только выразить самую суть предлагаемого образа, но в каждую роль привнести яркие свойства собственной индивидуальности, наполнить персонаж пафосом личного пристрастия.
Среди ранних театральных работ Виктора Борцова – такие несомненные удачи, как Матвеев («Когда горит сердце» по В.Кину), Горецкий («Волки и овцы» А.Н.Островского), Швандя («Любовь Яровая» К.Тренёва), Валерьян («Перед ужином» В.Розова), Чино («Украли консула!» Г.Мдивани), Пётр («Лес» А.Н.Островского).
"Первый троллейбус" (1963)
Виктор Борцов – актёр уникальнейших творческих возможностей. В лучших своих работах он раскрывал типические черты русского национального характера с его мощью и широтой, но вместе с тем, с задушевным лиризмом, сердечной добротой, подкупающей чистотой и обезоруживающим прямодушием.
Безусловно, в лице Виктора Андреевича Борцова Малый театр обрёл великолепного исполнителя ролей «островского» репертуара.
Кроме Горецкого и Петра, Борцов сыграл Досужева в «Доходном месте»,
"Татьянин день" (1967)
Ахова («Не всё коту масленица»), Лыняева («Волки и овцы»), Самсона Большова («Свои люди – сочтёмся!»), Потрохова («Трудовой хлеб»), Брускова («День на день не приходится» по комедии «Тяжёлые дни»).
Одно из ярчайших достоинств Борцова – невозможность заключить его дарование в рамки одного определённого амплуа. В качестве примера можно привести того же Лыняева в «Волках и овцах», проходящего в спектакле путь от классического резонёра до простака.
"Верьте мне, люди" (1964)
Чем меньше привязка персонажа к конкретному амплуа, тем интереснее работа получалась у Борцова. Сам Виктор Андреевич отдавал предпочтение характерным ролям, однако был абсолютно органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, в чьём бы
"Ярмарка тщеславия" (1976)
обличье ни выходил на сцену, – трогательного беззащитного Вафли («Дядя Ваня» А.П.Чехова),
благородного герцога Альбанского («Король Лир» У.Шекспира) или жестокого и подлого Матвея Хомяка из «Князя Серебряного» по А.К.Толстому.
Среди ролей, сыгранных Виктором Борцовым на протяжении 50 лет работы в Малом театре, стоит также назвать такие, как Музыкант («Умные вещи» С.Я.Маршака; этого сказочного героя Виктор Андреевич играл
"Порт-Артур" (1964)
около 25 лет), Вильям Доббин («Ярмарка тщеславия»), князь Мстиславский («Царь Фёдор Иоаннович»),
"И снова Анискин" (1977)
Иван и поп («Беседы при ясной луне»), Северьян Убойца («Каменный цветок» ), Ефим Захарович («Обсуждению подлежит»), Шпекин и Осип («Ревизор»), Москалёв («Дядюшкин сон»), Журден («Мещанин во дворянстве»), Авдеев («…И Аз воздам»), Амиас Паулет («Мария Стюарт»)…
Борцову посчастливилось работать с такими режиссёрами, как Игорь Ильинский, Леонид Хейфец, Борис Морозов, Пётр Фоменко.
Но его актёрская биография не ограничивается только театральными работами - более 45 лет он снимался в кино.
"Вокзал для двоих" (1982)
Борцов снялся более чем в 50 кинокартинах. Среди фильмов с его участием — «Песнь о Кольцове», «Первый троллейбус», «Верьте мне, люди», «Освобождение», «Раскол», «Баллада о старом оружии», «И снова Анискин», «Вокзал для двоих», «Визит дамы», «Леди на день», «Дневной поезд», «Гардемарины, вперёд!», «Один и без оружия», «Ультиматум», «Хождение по мукам»…
"Освобождение"
Герои Виктора Андреевича в большинстве своём — симпатичные, обаятельные «тюфяки». Наряду с сильным комическим темпераментом актёр обладал бесспорным лирическим обаянием. И особую популярность Виктор Андреевич снискал как киноактёр в образе неунывающего Саввы Игнатьевича из ставших уже легендой «Покровских ворот». Великолепный Савва Игнатьевич всё-таки остаётся визитной карточкой Виктора Андреевича Борцова по сей день. Именно эта, самая известная его роль в кино и обессмертила его имя.
Кадры из фильма «Покровские ворота» (1982)
По фактуре - «последний из могикан», «уходящая натура» или, будет вернее, «старообрядец» русской сцены. Именно внешние черты облика - от
"Трое" (1969)
богатырской дородности, осанистости до благочиния и добродушия во взоре - навевают
хрестоматийные представления о русском актёре дореволюционной школы. Типичный купец-кержак, но, слишком мягкий.
Его Савва был не столько блестящей пародией на русского «лаптя», сколько точным диагнозом натуры рукастой и симпатичной, но бесхребетной, малообразованной, озабоченной только «добычей».
Образ Саввы Игнатьевича – это чистейший продукт художественной алхимии, доведенный до незамутненного совершенства.
"Визит дамы" (1989)
Одной такой роли хватит, чтоб войти в историю. Увы, порой обладателям целой
"Попечители" (1982)
коллекции ролей как раз и не хватает одной – такой же!
Удивительно яркий талант, органичность, трудолюбие и безмерная преданность своей профессии позволяют назвать Виктора Андреевича Борцова не просто ведущим, но одним из лучших актёров и кино, и Малого театра. Казалось бы, почти все роли второго плана, но как гениально сыграны! Если бы у нас был аналог американского оскара за роль второго плана,
то Борцову он был бы обеспечен.
В последние годы Виктор Андреевич тяжело болел, но все верили, надеялись и ждали, что замечательный мастер вернётся в строй.
К сожалению, чуда не произошло…Счёт людям такого масштаба, как Борцов, ведётся на
единицы, их уход – колоссальная утрата для всей отечественной культуры.
Виктор Андреевич Борцов скончался 20 мая 2008 года в Москве после продолжительной болезни. Похоронен 23 мая 2008 года на Троекуровском кладбище (6 участок) в Москве.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 14870
Добавил: Olesia
Дата добавления: 19.03.2014
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.