(25.12.1916 - 01.03.2004)
Народная артистка РСФСР (1968)
Народная артистка СССР (1977)
Кавалер Ордена Ленина (1987)
Кавалер Ордена Дружбы (1995)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000)
Нина Сазонова родилась 25 декабря 1916 года (7 января 1917) в селе Константиновском Московской губернии (ныне - Сергиево-Посадский район Московской области).
Она была самой младшей в большой и дружной семье: у неё было
две сестры и два брата. Спустя три года Сазоновы переехали в город Кимры и поселились в коммунальной квартире. И хотя жили они бедно, но у Нины Афанасьевны на всю жизнь осталась память о счастливом детстве: «Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зелёные улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге».
Родители будущей артистки хорошо играли на музыкальных инструментах. Мать, Матрёна Семёновна, прекрасно играла на гитаре, а отец, Афанасий Михайлович, был скрипачом.
И детей научили, а маленькая Нина уже тогда демонстрировала замечательные вокальные данные. По выходным семья устраивала настоящие концерты, так что жизнь проходила весело.
С юных лет у Нины Сазоновой проявилось актёрское дарование. Её первая школьная учительница Анна Михайловна Курятникова, заметив это, стала всячески поддерживать и развивать способности девочки. Нина Афанасьевна рассказывала, как они вместе исполняли романсы и русские народные песни, делали инсценировки русских народных сказок.
"Поэма о море"
В свободное от учёбы время Нина Сазонова вместе с сестрой Татьяной посещала драмкружок «Красный обувщик». По совету руководителя кружка 16-летняя Нина решила связать своё будущее со сценой и отправилась в Москву поступать в студию при Центральном театре Красной армии.
"Простая история"
В студии при Центральном театре Красной армии проходил дополнительный набор, и на три места претендовало огромное количество желающих. Нина Сазонова преодолела этот сумасшедший конкурс, покорив комиссию своей непосредственностью и талантливым исполнением монологов и русских народных
"Укрощение строптивой"
песен.
В 1938 году Нина Сазонова закончила обучение и была принята в труппу Центрального театра Красной армии. Веселая, неконфликтная, она легко влилась в коллектив, где ее стали ласково называть Ниночкой кимрской. Среди первых работ актрисы на сцене стали
"Живет такой парень"
Манька Лагутина в спектакле «Учитель» и Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». Однако в целом Нина Сазонова поначалу исполняла лишь второстепенные роли.
Первый день войны Нина Сазонова провела на Белорусском вокзале, выступая вместе с другими артистами перед отправлявшимися на фронт солдатами.
И в дальнейшем все четыре года она колесила с концертами, выезжая
"Женщины"
на передовую, посещая госпитали.
За годы войны чего только не случалось с актрисой. Не раз её жизнь висела на волоске.
Однажды, в один из зимних дней, направляясь пешком из одной части в другую, она наступила на противотанковую мину. По приказу сопровождающего ей пришлось простоять на месте около часа, пока не привели сапёра.
"Наш дом"
А летом 1942 года концертная бригада попала в окружение под Харьковом. Нина Сазонова, спасаясь от плена, укрылась вместе с полковником Красной Армии в стоге сена. Фашисты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Здесь и нашёл свою смерть полковник, а Нину спасло какое-то чудо – её не обнаружили.
"Бабье царство"
На следующий день она выбралась из стога, встретила деревенскую старушку, которая дала ей одежду и посоветовала пробираться к линии фронта под видом деревенской девушки, ищущей свою корову. И вновь ей повезло: повстречавшиеся немцы не обратили на неё внимания, а затем её подобрали советские разведчики. Но и на этом не закончились её злоключения: актрисе предстояло пережить жесточайший допрос органов безопасности, который повлиял на её психическое здоровье.
"Длинный день Кольки Павлюкова"
Несмотря на всё пережитое Нина Сазонова вновь и вновь возвращалась на передовую, чувствуя ответственность перед бойцами, защищавшими Родину. В общей сложности она дала более трёх тысяч фронтовых концертов.
После окончания войны Нина Сазонова продолжила работать в Центральном театре Красной армии (с 1951 года он был переименован в Центральный
"День за днём"
театр Советской армии). Признание столичной театральной публики актриса обрела благодаря умению оставаться простой, близкой и очень родной каждому зрителю.
Нина Сазонова – актриса очень русская, одаренная ярко выраженным национальным характером, самоощущением, что давало ей возможность находить точные краски для самых разных образов. Это и её генеральша Епанчина в спектакле «Идиот», и роль Гулячкиной в спектакле «Мандат», и роль
"Юркины рассветы"
Раисы Гурмыжской в «Лесе», и словно сошедшая со страниц Достоевского Бабушка в «Игроке», и конечно, Васса Железнова, которую Нина Афанасьевна играла в театре в течение 10 лет, – одно из лучших и зрелых сценических созданий актрисы. Эту роль Сазонова исполняла по-своему. Её Васса была и властной, и сильной, и хитрой, и всемогущей, и деспотичной.
"Не пройдет и года..."
В кино Нина Сазонова начала сниматься, когда ей уже было за сорок и ещё некоторое время её имя было практически не известно кинозрителю. Первым режиссёром, который пригласил её в кино, был Александр Довженко. Его картина «Поэма о море» (1958) – начало творческого пути актрисы на экране.
"Васса Железнова"
Умение актрисы без какой либо вычурности создавать полнокровные образы простых русских женщин, наделенных добротой и человечностью, разглядел в актрисе Василий Шукшин. Режиссёр доверил ей роль тётки Анисьи в своей киноповести «Живёт такой парень» (1964). О том, как Нине Сазоновой удалось перевоплотиться в этот образ, говорит письмо, полученное Шукшиным после выхода фильма. Пишущий удивлялся, как режиссёру удалось научить актёрскому мастерству простую деревенскую бабу… Василий Шукшин, говорил о ней: «Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе, как с чувством трепетного почтения»
"Бессонная ночь"
Вслед за этой картиной Нина Сазонова получила главную роль в мелодраме Павла Любимова «Женщины» (1965), потом Нина Сазонова создала проникновенный образ и в мелодраме Татьяны Лиозновой «Рано утром» (1965). Ещё одна блестящая работа в том же году – роль Марии Ивановой, матери четырёх детей в драме режиссёра Василия Пронина «Наш дом», где роль её кинематографического супруга исполнил выдающийся актёр Анатолий Папанов.
"Рано утром"
Впоследствии он так характеризовал Нину Сазонову: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё - очень скромная».
Роли в этих фильмах принесли Нине Сазоновой широкую известность. Она и в дальнейшем исполняла на экране роли обычных жён и матерей, таких родных и близких. И каждая такая роль затрагивала самые сокровенные струны души, заставляя зрителей от души сопереживать их судьбам. И кем бы ни были героини Нины Сазоновой, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины.
В мелодраме «Женщины» Нина Сазонова впервые на экране продемонстрировала свои прекрасные вокальные данные, спев в дуэте с Петром Любешкиным очень душевный «Вальс расставания» на музыку Яна Френкеля и слова Константина Ваншенкина. Впоследствии актриса не раз исполняла песни, покоряя зрителей своим голосом, в котором соединялись грусть и нежность, сожаления и надежды.
"Женщины"
Песни «Ромашки спрятались» в мелодраме «Моя улица», «Стою на полустаночке» и «Кап-кап» в сериале «День за днём» стали поистине народными. И даже в театре, в антракте, когда актриса торопилась в свою гримерную, чтобы немного отдохнуть, её часто останавливали возле будочки помощника режиссёра монтировщики, мебельщики, рабочие сцены: «Нина Афанасьевна, спой, ну, пожалуйста, спой!..» И она всегда пела – чуть приглушённо, чтобы не слышно было в зале, ставшие известными благодаря её же киноролям песни.
С середины 70-х Нина Сазонова перестала сниматься в кино. Она играла в театре, а ещё очень много гастролировала с концертами по стране. Ездила, потому что её часто приглашали, а отказаться от шефских концертов она не могла, говоря: «Как можно отказаться приехать и встретиться с солдатами, рабочими. Я ведь блатную публику не люблю». Не раз бывала Нина Афанасьевна и родном городе Кимры…
"Моя улица"
Всю жизнь Нина Сазонова создавала образы женщин с нелегкими судьбами. Её же судьба оказалась ещё более драматичной, нежели у многих её героинь. Она вышла замуж вскоре после войны за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова. В этом браке родился сын Михаил. Однако этот брак продлился недолго.
В интервью «Первому каналу» актриса Людмила Касаткина рассказывала: «Почему она не выходила замуж? Ей предлагали довольно интересные мужчины, но она отказывала, потому что так любила сына. Может быть, даже слишком.»
Но мы с Вами не будем обсуждать драму личной жизни актрисы, не будем судить кто прав или кто виноват в трагедии последних лет жизни актрисы, чего не было или что было там на самом деле. Всё это до сих пор можно найти на просторах интернета в "смачных" подробностях... ведь для людей главное её песни и образы созданные ею. Фильмы с её участием посмотрело не одно поколение. И пока эти фильмы смотрят - она не умерла.
24 февраля 2004 года состояние здоровья Нины Афанасьевны резко ухудшилось, она была доставлена в 56-ю больницу Москвы, а 1 марта 2004 года в 9 часов утра в той же больнице Нина Афанасьевна Сазонова скончалась. Похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы (25 уч.).
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 6947
Добавил: Olesia
Дата добавления: 08.01.2016
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.