Кадр из х/ф "Трембита" (1968)
(21.12.1925 - 13.10.2013)
Заслуженная артистка РСФСР (16.10.1974)
Народная артистка РСФСР (28.04.1984)
Заслуженный деятель культуры Республики Польша (1976)
Наталья, Ольга и Елена Аросевы, середина 30-х г.
Ольга, младшая дочь известного большевика, писателя и дипломата Александра Аросева родилась в Москве, но подрастала за границей. Кстати, первые три дня новорожденная
наслаждалась жизнью под именем Варвары - так зарегистрировал её счастливый папа. Однако по требованию мамы
Варвара благополучно превратилась в Ольгу. В роду Аросевой был польский аристократ, был усмиритель вольнолюбивых поляков Муравьев-вешатель, имелся купец первой гильдии и, конечно, не обошлось без актёров.
Отца Ольга Александровна безмерно любила. С наслаждением вспоминала атмосферу в доме на набережной, где они жили по возвращении из-за границы. В квартире бывали Немирович-Данченко, Ромен Ролан, Таиров с Коонен, молодой Борис Ливанов...
Всё это кончилось в 37-м, когда Александр Яковлевич, чувствуя, что вокруг него, да и в стране, происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал с гражданской. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с коммунистом".
Не вернулся. Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от отца - "врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать.
Легкомысленная, эксцентричная и наивная, мама нашей героини была родом из польских дворян. Ольга Вячеславовна Гоппен окончила институт благородных девиц и хотя не испытывала враждебности по отношению к советской власти, но и приспособиться к ней никак не могла.
Ольга Аросева вспоминала, как в голодные послевоенные годы колдовала над салатом из трески с картошкой, а мама, лёжа на диване, суфлировала: "Обязательно приготовь соус сабайон..." Сама она готовить никогда не умела.
Но очаровательные странности не помешали Ольге Вячеславовне добиться, чтобы после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И вымолила: в детский дом девочек не отправили.
Ещё со времён пражского детства выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трёхгрошовую оперу", она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не даёт.
Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние. (Нищих в те годы в Праге не водилось.)
Приехав в Москву, Оля дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник; ухаживал он своеобразно - регулярно срывал
с объекта поклонения зимнюю шапку и забрасывал на дерево. Но однажды поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, и незадачливому ухажёру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой.
"Драгоценные зерна" (1948)
Упомянув о первой роли и первом поклоннике, стоит рассказать и о первом гонораре. Как ни странно, к лицедейству он отношения не имел. Однажды, по пути на стадион, где наша героиня занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать её портрет.
Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выцарапала у художника с большим трудом.
Спектакль театра Сатиры.
Её ранняя юность совпала с войной. Именно в это серьезное время молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Правда, она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась - с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке.
Спектакль театра Сатиры.
Параллельно с цирковым училищем она успевала посещать десантную школу, и неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла в театральное.
"Гость с Кубани" (1955)
Восхитительный авантюризм, присущий нашей героине, сыграл поворотную роль в её судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссёра и художника Николая Акимова.
Аросева, ещё не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу.
"Безумный день" (1956)
Уехала в Ленинград, где провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнёрствовала с изумительными актёрами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.
"Яблоко раздора" (1962)
Но всему приходит конец. Причём хорошему - много раньше, чем хотелось бы. Акимова сняли, вменив в вину космополитизм. Отреклись от него все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова и нашей безалаберной, отчаянной, безоглядной героини, на удивление преданной тем, кто её "приручил". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она вернулась в Москву.
"Всё для вас" (1964)
В 1950 года Ольга Аросева устроилась в Театр сатиры. Она - актриса определенного амплуа, но этим не тяготилась, посмеиваясь, говорила: "На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил".
Впрочем, кто-то из критиков изъявил готовность печатно оплакать её несостоявшуюся судьбу масштабной драматической актрисы, которой "доступны и тонкий психологизм, и острые формы трагифарса". Критик предположил, что она могла бы играть пьесы Беккета и Ионеско, Мамашу Кураж и Вассу Железнову. Что ж, возможно.
"Берегись автомобиля"
Но, скорее всего, Ольга Александровна понимала, что благодарной публике она милее в образе эксцентричной пани Моники и простодушных героинь рязановских комедий, поэтому не ломала рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона...
"Интервенция" (1968)
Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то она так и не защитила, не доучилась. Впрочем, в последние годы актриса обласкана и властью, и "олигархией": из рук президента получила орден Почета, а от щедрот ЛогоВАЗа - серебристый "бьюик" к семидесятилетию.
пани Моника (1969)
Худрук. театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" её премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев" (1969) - законодательницу мод, предприимчивую "светскую львицу" пани Монику полюбила вся страна.
пани Моника (1968)
Из книги Т.Егоровой, "Андрей Миронов и я": "На телевидении в полном цвету бушевал "Кабачок "13 стульев", люди стонали от встречи с живыми панами и панночками, в стране увеличивались удои молока, как писали крестьяне пани Монике - Ольге Аросевой:
пани Моника (1969)
от одного звука её голоса куры несли "золотые яйца".
На артистов свалилась популярность, они становились морально и экономически независимыми". Ольга Аросева рассказывала: "Узнавания всюду были потрясающие. А сколько мне писали, что новорожденных девочек называли Мониками! Приятно, что выросли уже другие поколения, а нас и сейчас помнят и, к счастью, узнают".
"Интервенция"
Также Аросеву выручал кинематограф. В 50-е году она снялась в таких популярных фильмах, как "Мы с вами где-то встречались..." (1954) Н.Досталя, "Девушка без адреса" (1957) Э.Рязанова и других.
Но первым большим успехом роль Любы в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966), где снялось целое созвездие актеров - И.Смоктуновский, Г.Жженов, О.Ефремов, А.Миронов, А.Папанов, Е.Евстигнеев и другие. Фильм о честном угонщике Деточкине имел ошеломительный успех.
"Берегись автомобиля"
Затем были мадам Ксидиас в трагикомедии "Интервенция" (1968) и роль в музыкальной комедии "Трембита" (1968).
В начале 70-х Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым. И вновь в компании звезд советского кино она снялась в фильмах, ставших впоследствии классикой нашего кино: в комедиях "Старики-разбойники" (1971), и "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973).
"Старики-разбойники"
В трагикомедии "Старики-разбойники" она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву, которая вместе со скромным служащим Воробьевым решает помочь следователю Мячикову, которого увольняют на пенсию.
Смешная и грустная история о советских пенсионерах. Суздалева в исполнении Аросевой добрая, немного простодушная, беззащитная и в тоже время решительная, способная на все ради любимого человека.
"Графиня" (1991)
С 80-х годов работы в кино стали для Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр. А с уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, наконец, её плотно заняли в репертуаре. С начала 1990-х годов О.А. Аросева становится первой актрисой труппы.
"Золотая рыбка" (1985)
Ещё одна страница творческой работы Аросевой - работа в мультипликации. Популярнейшая актриса работает там с 60-х годов. Аросева - одна из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Её голосом также говорят эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием "Баба Яга против" и госпожа Беладонна из телесериала "Приключения поросёнка Фунтика".
"Предел желаний" (1982)
Из характерных черт и особенностей нашей героини отметим любовь к животным, к преферансу, к путешествиям, а также к собственной даче, где она проводила большую часть свободного времени. Жизнелюбивая актриса также ценила банные радости и плавание в бассейне, курила "Мальборо", не прочь была выпить с товарищами после спектакля, закусив не пижонскими деликатесами, а традиционной квашеной капустой.
с Вл. Сошальским
Ольга Александровна вместе с театральным критиком Верой Максимовой опубликовала книгу мемуаров «Без грима». Кроме того, актриса издала книгу своих кулинарных рецептов.
Она была замужем четыре раза. Первый брак актриса называет самым счастливым: в 21 год она вышла замуж за музыканта, который был старше неё на 11 лет, и прожили они почти пятилетку.
Второй муж - артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий - певец Аркадий Погодин, четвертый - актёр Владимир Сошальский.
В конце 40-х безвестной ещё артистке писал дивные письма очарованный ею Алексей Арбузов - знаменитый драматург, автор "Тани". Он мог делиться восхищением от новых стихов Пастернака, рассуждать о футболе, сетовать на бездушие "социалистического романтизма", иронизировать над самим собой, ввязавшимся в драку под Новый год, но всякий раз неизменно срывался в бездну тоски, страсти, недоумения: Ольга почему-то не отвечала. Арбузов бомбардировал её письмами семь месяцев...
...Лишь в недавней биографической книжке бесстрашная Ольга Александровна, - не испугавшаяся когда-то, девчонкой, написать Сталину, что не верит в виновность отца, - осмелилась объяснить своё молчание человеку, который уже не в силах её услышать:
"Дорогой Алексей Николаевич! Прошло всего полвека, и наконец-то я решилась Вам ответить. Почему не сделала этого раньше, хотя вы так об этом просили?
Вы обрушили на мой неподготовленный двадцатилетний разум такой шквал бурных чувств, в таком высокохудожественном изложении, что каждый раз, берясь за перо, я понимала, каким убожеством будут выглядеть мои косноязычные признания. А - главное - по молодости я была, очевидно, очень рассудительна. Не то что я не верила в искренность Ваших чувств, но они, думалось мне, не очень надежны.
И оказалась права. Ведь не побоялись же Вы через какое-то время уехать от меня - не умерли, не сошли сума, и то, как сложилась дальнейшая Ваша да и моя жизнь, подтвердило, что мы прекрасно и интересно ее прожили с другими людьми. Да, наверное, нам было бы хорошо вместе. Но ненадолго. А теперь Вы останетесь со мной в Ваших письмах навсегда.
Когда мне приходится бывать в Ленинграде, теперь уже в Санкт-Петербурге, я хожу по "нашим" местам и помню каждый день, проведенный с Вами. Их было так немного... Знаю, что чувство к Вам было самым сильным и самым красивым в моей жизни.
Прощайте, теперь уже - до свидания. Оля Аросева".
Ольга Александровна Аросева скончалась 13 октября 2013 года в одной из московских клиник после продолжительной болезни. Похоронена в Москве на Головинском кладбище (3 уч.), родственное захоронение.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 13323
Добавил: Olesia
Дата добавления: 30.07.2014