(18.04.1909 - 24.07.2002)
Награждена орденами «Знак Почета» и Почета (3.02.1998).
Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (1972).
«В борьбе с паспортом я проплываю стометровочку…»
Мы привыкли, что юмористы и клоуны – это чаще всего мужчины. Поэтому, встречаясь с комиком-женщиной, невольно восхищаешься этим смелым человеком. Я считаю, что быть комедийной актрисой – настоящий подвиг. Правда. Не бояться быть смешной, некрасивой, нелепой согласиться далеко не каждая. Ведь нормальная человеческая потребность у женщины – нравиться! Нравиться мужчине, нравиться другим женщинам, принимать комплименты...
А тут – на тебе: все хохочут и показывают на улице пальцем. Тем не менее комедийных актрис и любят больше. Фаина Раневская, Рина Зеленая, Татьяна Пельтцер, Тамара Носова, Ирина Мурзаева, Наталья Крачковская доказали, что быть смешной – не страшно. Быть смешной благородно и даже красиво.
В этой плеяде искрометных, острохарактерных актрис я хочу упомянуть Нину Мамиконовну Тер-Осипян. Актрису больше театральную, нежели кинематографическую.
"Синегория" (1946)
Она служит театру имени Маяковского почти 75 лет... Вот так называешь порой какую-нибудь цифру и уже думаешь о чем-то другом.
Но если заострить внимание – 75 лет! На одном месте! В одном театре! Когда на твоих глазах проходит целая жизнь коллектива, уходят и рождаются звезды! Когда, наконец, рядом уже никого из твоих ровесников не осталось, и ты становишься старейшиной, ветераном! Вот что такое 75 лет в театре! Мы говорим: Мейерхольд, Чехов, Ермолова, Бабанова, Охлопков – а Нина Мамиконовна всех их видела, со многими из них общалась, работала.
"Совесть" (1974)
"Мы приехали в Москву из Баку в 1919 году, – рассказывает актриса. – В школе я начала посещать драмкружок, с этого и пошло. Так как у моего дяди – члена ЦИК – был служебный пропуск в Малый театр, в ложе у сцены в бельэтаже, я каждый вечер туда забиралась. До сих пор помню прощание Ермоловой с публикой. В первом ряду сидел Станиславский (я сейчас знаю, что это был Станиславский, а тогда это был седой мужчина с черными бровями). Ее вывели на сцену Остужев и Пров Садовский. Станиславский первый встал, весь зал встал и плакал. И партнеры плакали – какая эта трагедия для актеров, когда уходит такая актриса. Я видела Михаила Чехова во всех его ролях, начиная с Эрика XIV-го, в "Ревизоре", в "Двенадцатой ночи", "Гамлета" я раз 50 смотрела.
"Совесть"
Весной я кончила восьмой класс и пошла в театр Вахтангова. Но не прошла по конкурсу и попробовала свои силы в Театре революции. Приняли..."
Так Нина Тер-Осипян пришла в театр. Уже на третьем году обучения судьба сводит начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. Тот репетирует "Доходное место". Спектакль везут в Среднюю Азию, и Тер-Осипян играет в нем Кукушкину. Затем в театр пришла группа Дикого из МХАТа. Такие мастера как Ольга Ивановна Пыжова, Алексей Дмитриевич Попов, Алексей Денисович Дикий имели также колоссальное влияние на молодежь.
"Бабушкин внук" (1979)
В начале 30-х годов Попов поставил на сцене театра революции "Ромео и Джульетту". Критики после премьеры писали, что "театр по-новому вскрыл перед зрителем бессмертные и неувядающие образы этой трагедии. Настоящими шекспировскими сочными мазками нарисована в пьесе Кормилица в исполнении Нины Тер-Осипян, которая играет жизненно и правдиво". А каким шумным успехом сопровождалась постановка пьесы Арбузова "Таня", которая в 50-е годы буквально гремела в Москве! Это был самый популярный спектакль Театра революции.
"Бабушкин внук"
Ей довелось работать с великими мастерами театра – Абдуловым, Штраухом, Астанговым, Свердлиным. И от каждого актриса старалась взять что-то талантливое и полезное для мастерства. Это Нина Мамиконовна практиковала еще с театральной "школы юниоров".
"У нас в школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, и все. Остальное – бокс, фехтование, биомеханика. Поэтому по актерской линии приходилось только наблюдать. Наблюдать за актерами, с которыми работаешь, за людьми на улице. А в школе основной упор был на тело. Миленький мой, когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили!
"Взрослый сын" (1979)
Фехтование, техника речи. Было увлекательно. А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала – а это все биомеханика. Это нужная вещь. Вопрос движения, ракурсов – это оттуда идет. Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, плаваю, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу. Надо соблюдать режим..."
"Паспорт" (1990)
Нина Тер-Осипян жила с мамой в семье дяди. Саак Мирзоевич Тер-Габриэлян был Председателем Совнаркома Армении, а затем перебрался в Москву, где занимал должность Постоянного представителя Армянской республики в столице. Он был преданным революции и партии человеком, дружил
с Кировым и Орджоникидзе. Эти, а также многие другие известные личности часто бывали в доме Тер-Габриэляна, и Нина Мамиконовна с трепетом и волнением слушала их беседы, споры и обсуждения.
Но однажды этому настал конец. Саака Мирзоевича арестовали, при обыске избили бюстом Ленина, а потом без суда и следствия расстреляли.
"Настя" (1993)
Как известно, погибли и Киров, и Орджоникидзе. Нину Тер-Осипян вызывали в комитет комсомола, собирались исключить из своих рядов, требовали отречься от родственников. Но, волею судеб, ни ее, ни ее маму не тронули. Может быть, повлияло письмо Сталину, которое наивная Нина опустила в ящичек у Троицких ворот – ведь когда-то и он был близким другом дяди,
"Сицилианская защита" (1980)
а бабушка нежно мыла голову будущему вождю и убийце. Надо ли говорить, какие потрясения, унижения и страхи пришлось пережить семье?
А вскоре – война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где продолжалась активная работа над постановками новых пьес. Но Тер-Осипян заболела амебной дезинтерией и была отправлена на лечение и дальнейшее проживание в Москву. Здесь она вновь вышла на сцену в Театре драмы.
Это был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Здесь Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а Театр революции, когда вернулся, слился с театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.
"Каникулы Кроша" (1980)
К концу войны в театр пришел Николай Охлопков. С ним Нине Мамиконовне не очень везло на роли. Он уделял много внимания актерам своего бывшего Реалистического театра, хотя актеров вообще очень любил и нежно к ним относился.
Он, если можно так сказать, вырастил и Немоляеву, и Лазарева, и Мизери, и Марцевича, и Козыреву. Ставил интересные спектакли, с выдумкой. Любил актеров и Алексей Дмитриевич Попов, у которого Тер-Осипян работала прежде и уважала больше всех.
"Куда исчез Фоменко?" (1981)
Он знал ее стеснительный характер и все замечания делал на ухо. Ценил, так сказать, не только актерскую, но и человеческую индивидуальность. Чего Нина Мамиконовна не может сказать о своем нынешнем руководителе Андрее Гончарове. Как известно, этот режиссер славится своим чрезвычайным темпераментом, и кричать так, как кричит он, пожалуй, не может никто другой.
Скромной и стеснительной Нине Мамиконовне стало очень тяжело в данной ситуации. Хотя и с Гончаровым она сыграла замечательные спектакли "Дети Ванюшина" и "Закат". Кстати, "Дети Ванюшина" получили огромную популярность благодаря участию в постановке неповторимого Евгения Леонова.
"Ищите женщину" (1982)
Он не только дал пьесе особое звучание, но и смягчил всю напряженность на репетициях. Впоследствии он не сработался с Гончаровым и ушел в Театр Ленинского комсомола.
А сейчас Нина Тер-Осипян нашла, наконец, новую любовь в лице режиссера Татьяны Ахрамковой. В театре Маяковского Ахрамкова работает уже несколько лет и неизменно приглашает в свои новые постановки старейшую актрису труппы, причем каждый
"Не сошлись харак- терами" (1989)
раз Татьяна извлекает из Нины Мамиконовны какие-то новые искры, новые возможности, черточки и даже трюки. В последнем спектакле Ахрамковой "Дон Жуан" Тер-Осипян танцует испанский танец.
Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось как-то сразу. Ну куда денешься – героини ей не светили. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа – подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась, стеснительность свою поборола и даже перестала бояться ошибаться. Фраза "на ошибках учатся" вошла в ее жизнь отнюдь не сразу.
"Террористка" (1991)
Остается поговорить о работе Нины Мамиконовны в кино.
К сожалению, разговор получится небольшой. Ибо, как известно, кинематограф бездарно использовал творчество многих блистательных театральных актеров. Тер-Осипян сыграла роль Ашуры в фильме "Горянка", тетю Пашу в "Женщине издалека", тетю Ашхен во "Взрослом сыне", бабушку в ленте "Бабушкин внук" – кто сейчас вспомнит, что это за фильмы? Были эпизоды в картинах "Синегория", "Сицилианская защита", "Ищите женщину", "Кувырок через голову".
"Визит" (1981)
Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в "Пяти вечерах" Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в ее жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал ее во всех своих российских фильмах. И был Георгий Данелия, у которого Нина Мамиконовна, по признанию, готова играть палку, безмолвно стоящую в углу. В двух фильмах у него сыграла Тер-Осипян: "Паспорт" и "Настя".
"Чем сложен эпизод? Он крупица, и его или можно сделать хорошо, или получится пустой номер. И когда ты попадаешь в яблочко, вот тогда радость – ради чего ты живешь. А когда сидишь, ничего не делаешь, а время проходит... а сейчас у меня оно и вовсе летит... Хотя я, как всем говорю, борюсь с паспортом всячески, не поддаюсь. В этом тоже какая-то радость есть. И когда задумаешься об этом, 500 метров отплаваешь и уже бежишь дальше."
В этом году Нине Мамиконовне Тер-Осипян исполнилось 90 лет. Единственное, из-за чего переживает актриса – тишина в театре. Никто ни с кем не дружит, не собирается в компании, приходят только на репетиции и спектакли. А раньше и на дачи выезжали, и на шашлыки ходили, выпивали, смеялись, шутили. Приглашали к себе и Мейерхольд, и Охлопков. Сегодня же пытается собрать всех у себя сама Тер-Осипян, но и это не удается. Все куда-то бегут, пытаются заработать лишнюю копейку, и это понятно. Государство не заботится о том, чтобы человеку хватало его зарплаты и не приходилось больше ни о чем думать. Каждому приходиться заботиться о себе самому.
"Старые клячи" (2000)
Ну и, конечно, актрисе не хватает работы. Два спектакля в месяц – это ничтожно мало. Хотя и лучше, чем совсем ничего, но все же...
Наверное, самая последняя роль Тер-Осипян в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи» (2000), где она произносит великолепную фразу «отдайте икру правительству — оно всегда знало, что с ней надо делать!»
автор статьи Сергей ВОВИН
2000 год
Комедийное дарование актрисы, конечно, было использовано гораздо меньше, чем могло бы быть, но то, что сделано, останется навсегда и в кино, и в истории Театра им. Маяковского, чей путь неразрывно связан с тонким удивительным искусством Нины Тер-Осипян, скромным человеком, отдавшим свою жизнь одному театру сразу и навсегда.
Блистательная комедийная артистка Нина Мамиконовна Тер-Осипян ушла из жизни 24 июля 2002 года. Похоронена на Армянском кладбище Москвы (напротив Ваганьковского кладбища).
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 10275
Добавил: Olesia
Дата добавления: 21.12.2015
Раньше пользователи CryptoTab PRO могли ускорять майнинг только присутствие помощи функции Cloud.Boost. Мы решили пойти дальше и предоставить вам доступ к новейшей опции Super.Boost, дабы вы зарабатывали больше — и быстрее! Оцените преимущества сверхскоростного майнинга с расширением Super.Boost, доступным в PRO-версии Android приложения. Используйте разом несколько ускорений Super.Boost и увеличьте общую прыть майнинга для всех ваших устройствах с включеннойй функцией Cloud.Boost. https://clck.ru/QB2UU
Предположим, проворство вашего устройства — 100H/s, с Cloud.Boost X10 живость составит уже 1000H/s. А с двумя дополнительными ускорениями Super.Boost +80% и +60% суммарная проворство майнинга будет равна 2400H/s (1000H/s + 1000H/s*0,8 + 1000H/s*0.6 = 1000 + 800 + 600). Скачай CryptoTab PRO и открой для себя сверхбыстрый майнинг! https://clck.ru/QB2DT
Устанавливая PRO-версию Android-приложения кроме опции Super.Boost, вы также получите расширенный набор функций: Cloud Expel — часто ускоренный майнинг Функция SDP: сервер-зависимый майнинг не тратит заряд батареи Быстрый доступ к кабинету для хранения и вывода криптовалюты Неограниченное количество подключённых удалённых устройств Обновление баланса однажды в 10 минут Безграничный заключение средств от 0.00001 BTC Отдельные профили чтобы разных пользователей Защищенный профиль чтобы публичного Wi-Fi Приоритетная техническая помощь Адаптивная новостная лента Никакой надоедливой рекламы Специальные промо-материалы и распродажи Майнинг для мобильных устройствах паки николи не был таким быстрым! Скачай Android-приложение, включи Cloud.Boost и открой ради себя суперскоростной майнинг с функцией Super.Boost. Перейти по ссылке: https://clck.ru/QAzis
@Crypto_Good
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.