Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, чтец.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Михаил Козаков рос в ленинградской семье. Его отец
В роли Гамлета (1956 год)
был известным писателем, мама сотрудничала в издательствах – с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
Миша был обыкновенным мальчиком, занятым теми же делами, что и его сверстники. Духовная связь с большими людьми проснулась в нем впоследствии, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения.
спектакль "Декабристы"
Биография Михаила Козакова – это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле – в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956–1959), в «Современнике»(1959–1970), во МХАТе (1971–1972), в Театре на Малой Бронной (1972–1981) и позже, после перерыва, в «Ленкоме» (1986).
"Убийство на улице Данте"(1956)
По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое – Н.Охлопков, О.Ефремов и А.Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен.
Был самый главный учитель – Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника», где работал Козаков. Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О.Н. Ефремова, который возглавлял МХАТ,
"Убийство на улице Данте"
куда ему идти: обратно в «Современник» или на Малую Бронную?
Ефремов ответил: «Хочешь заниматься строительством – возвращайся в "Современник”. Хочешь работать с хорошим режиссером – иди в Театр на Малой Бронной».
Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С ним работать было непросто, но метод Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера.
"День солнца и дождя"(1967)
Первый из решительных поступков Михаила Козакова – отказ от поступления во МХАТ после Школы-студии и приход к «формалисту» Охлопкову. 1956 год был необычайно счастливым в жизни Михаила Козакова: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года – роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле.
Уильям Шекспир в творческой жизни М. Козакова занимает особое место. В 1986 году он играет Полония в панфиловском «Гамлете» в
Мишка-Япончик
Театре Ленинского комсомола. Позже, в конце 1990-х годов - Тень отца, в том же «Гамлете» немецкого режиссера Петера Штайна. Козаков шутил: «В «Гамлете» мне осталось сыграть только череп Йорика».
Также снимался в фильме «Комедия ошибок» Шекспира. В Театре имени Моссовета сыграл роль Шейлока в «Венецианском купце» и Лира в спектакле «Король Лир».
В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссер О. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра «Современник»;
"Последние залпы" (1960)
до этого – Камергер из сказки Е. Шварца «Голый король» – спектакля, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии В. Аксенова «Всегда в продаже» (режиссер О. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого всё на продажу.
"Вдали от Родины" (1960)
На сцене «Современника» Михаил Козаков сыграл еще несколько ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в «Обыкновенной истории» И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР), Джерри Райн в «Двое на качелях» У. Ибсена, Актер в пьесе М. Горького «На дне», а также Николай I в «Декабристах» Л. Зорина (режиссер О. Ефремов), мастер Живко в «Мастерах» Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др.
"Соломенная шляпка" (1974)
В 1970 году Михаил Козаков уходит из «Современника». Через год после него покинул театр и его основатель – Олег Ефремов. Влекомый доверием и любовью к Ефремову, во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в «Идеальном муже» О. Уайльда (режиссер В.Я. Станицын), каплей Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» М. Рощина (режиссер О. Ефремов).
"Хождение по мукам" (1974)
Во МХАТе Козаков начинает ставить пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Р. Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу.
Здесь Михаил Козаков исполнил еще несколько ролей. Дон Жуан («Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера, 1973), Кочкарев («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1975) и Ракитин («Месяц в деревне»
"Человек-амфибия" (1961)
И.С. Тургенева, 1978) в постановке А. Эфроса оказались в ряду лучших его ролей. Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит два спектакля: комедию Л. Зорина «Покровские ворота» и пьесу Ю. О’Нила «Душа поэта».
В кино Михаил Козаков дебютировал, как уже было сказано, в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» (роль Шарля Тибо). Дебют оказался не просто
удачным, а, можно сказать, по тем временам ошеломительным. На Козакова обрушилась слава. Свидетельство современника:
«...Были весёлые вёсны. Как-то вечером я, тогда еще студент-медик, фланировал с приятелем по Невскому, настроение было превосходное, беззаботное, мы шли, разглядывая прохожих, витрины... Как вдруг – тревога! Взгляды всех гуляющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе
пешеходов: навстречу шло само "Убийство на улице Данте”! Шел сам Михаил Козаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна».
– Ну, положим, не по рюмке, а по стакану! – ревниво отрецензировал Козаков это воспоминание именитого прозаика, а в ту пору начинающего Василия Аксенова.
"Выстрел" (1966)
Актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы Михаил Козаков сыграл только одну роль в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе. В числе его других заметных работ – Педро Зурита в экранизации
"Золотой эшелон" (1959)
романа А. Беляева «Человек-амфибия» (1961), Сильвио в пушкинском «Выстреле» (1966), Джек Берден в 3-серийном фильме по роману Роберта Пен Уоррена «Вся королевская рать» (1971).
Комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе (1974), «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера (1978), водевиль «Лев Гурыч Синичкин» (режиссер А. Белинский, 1974). Из последних его ролей отметим роли в фильмах
"Узкий мост"(2004)
«Господин оформитель» (режиссер Тепцов), «Мания Жизели» (режиссер А. Учитель), «Лавина» (режиссер И. Соловов).
Вообще же фильмография актера Козакова огромна.
В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование
в поиск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло – от добра, грех – от благодеяний...
В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой Козаков также блестяще сыграл одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским,
стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков – режиссер, который явно имеет что сказать, который определил свое место, обозначил свой стиль.
После будут – «Покровские ворота» (1982), «Попечители» по А.Н. Островскому (1983), «Маскарад» М. Лермонтова (1985), «Фауст» И. Гете (1986), «И свет во тьме светит» Л.Н. Толстого (1989),
"Покровские ворота"
«А это случилось в Виши» А. Миллера (1989), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1989) и мюзикл «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), телевизионная версия спектакля «Возможная встреча» о Генделе и Бахе «Ужин в четыре руки», за который М. Козаков получил премию Тэфи, телеспектакль «Чествование» (1999).
В 2004 году Михаил Козаков поставил фильм «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина. Но и прежде были телевизионные постановки, где режиссерский талант подавал о себе явственный знак («Удар рога» А. Састрэ с О. Далем в главной роли, «Ночь ошибок» (по Голдсмиту) и др. Культовый телефильм Козакова «Покровские ворота»
"Зоя" (2010)
(1982) по пьесе Леонида Зорина до сих пор пользуется любовью зрителей. «Покровские ворота» – фильм забавный, лирический, элегический, эксцентрический и уж настолько далекий от рода искусства, именуемого сатирой, что удивительно, с каким трудом пробивался фильм на телеэкран и какими словами его приветствовало тогдашнее начальство.
По горячим следам М. Козаков записал часть этих слов, высказанных ему тогдашним телевизионным владыкой С.Г. Лапиным: «Он сам посмотрел фильм и по телефону выговаривал мне в течение получаса:
"Демидовы" (1983)
"Такие картины делают только люди, сбежавшие в Тель-Авив или Америку! Вы с Зориным не можете сказать: "Долой красный Кремль!” – и делаете такие картины! Это гадость! Я посмотрел эту мерзость: вы извратили образ фронтовика! (Имелся в виду милейший Савва в исполнении Вити Борцова.) Это все ужасающая пошлость..."»
Когда телебосс грозно льстил Козакову, сравнивая с «каким-то Зощенко», очевидно, его зацепили, скажем, такие фразы-репризы, за судьбу которых опасались авторы фильма, – вроде: «Боритесь за права мужчины... и человека». Или сентенция: «Осчастливить против желания нельзя. Это я вам говорю как историк». Парадокс, но чем упорней фильм Козакова смешит и насмешничает, тем серьезней и, больше того, грустней предстает перед зрителем мир его персонажей.
"Последняя встреча"(2010) роль: Андропов
Виктор Борцов, Елена Коренева, Софья Пилявская, Инна Ульянова, Игорь Дмитриев, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Марина Дюжева, Леонид Броневой и конечно в первую очередь Олег Меньшиков – все исполнители, играя каждый свое, умной и грустной волею режиссера сыграли, изобразили целое, а именно общество простаков, каковые по этой самой причине очень милы, но которых – по ней же – нешуточно жалко.
Именно простодушие увидал режиссер Козаков в эпохе конца 1950-х, в её людях, которые разве не были простодушны в
"Сказка XXI" (2011)
своих «оттепельных» надеждах?
В годы перестройки Михаил Козаков уехал из России. Думалось, что навсегда, но... Успешно реализовавшись в Тель-авивском Государственном камерном театре как актер и режиссер (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в «Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите и др.), Михаил Михайлович предпочел вернуться в Москву, а за границу просто ездить.
«У меня нет ни капли сожаления ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулся на родину. Больше уезжать не хотелось бы. Я всегда хотел жить только в России и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. Даже живя в Тель-Авиве, я просил в случае смерти отправить меня в Россию.
"Государственная граница" роль: Ф.Э.Дзержинский
Хочу быть похоронен в могиле отца, на московском Введенском кладбище».
Вернувшись в Россию, он создал собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». Из театральных работ его антрепризы можно выделить спектакли «Цветок смеющийся» Н. Коуарда (1997) и «Играем Стриндберг-блюз» Ф. Дюрренматта (2000).
Многогранность таланта Михаила Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. Козаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
Введенское кладбище
В 1997 году вышла «Актерская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Михаил Михайлович Козаков ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище (участок № 5) рядом с родителями, как и завещал великий актёр.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 9238
Добавил: Olesia
Дата добавления: 19.01.2014
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.