кадр из х/ф "Вы умеете играть на пианино?" (1982)
(04.04.1911 - 01.12.2000)
Острохарактерная актриса, мастер эпизода, Мария Скворцова воплотила на экране галерею "народных образов", но звания ей так и не дали...
Даже не верится, что она актриса, кажется, что это твоя родная бабушка, или близкая родственница.
Она получила широкую известность когда ей было далеко за 60 - после выхода на экраны фильма Василия Шукшина "Калина красная", где она сыграла мать главной героини.
После фильма актриса стала много сниматься в кино, играла как правило небольшие, но яркие роли - женщин-крестьянок, матерей, бабушек и всевозможных бабок, тёток, соседок...Так просты и узнаваемы её героини, ведь они из нашей жизни!
Каждый зритель узнавал в ней своих родственников: или бабушку, или тётушку, или мамины теплоту и заботу. Да, Мария Савельевна Скворцова - всесоюзная любимица, истинно НАРОДНАЯ АРТИСТКА по признанию, покорившая всех искренностью, обаянием и поразительной правдой существования на экране...
Вечный зов (1973)
Встречаясь с актёрами её уровня, ясно осознаёшь, сколь ничтожна разница между главными и эпизодическими ролями, если перед тобой истинный Мастер. Господи, как же богат был советский кинематограф на талантливых, творчески многообразных и разноплановых актёров!
Десятилетия проходят, а мы помним и по-прежнему любим их, радуемся каждой встрече, храним в памяти мельчайшие детали их кинообразов - слова, взгляды, улыбки, жесты, интонации, всё, что обогащает наш собственный духовный мир, позволяя прикоснуться к миру Высокого Искусства.
Калина красная (1973)
Их было у нас не мало актрис преклонного возраста, которые стали гордостью нашего кинематографа, его жемчужинами. С годами они стали для нас близкими, родными. Может и не сознавая, но мы радовались каждому их появлению на экране...
Скворцова Мария Савельевна родилась 4 апреля 1911 года в Тульской области, в деревне Турино.
Честный, умный, неженатый...(1981)
Девочкой уехала в Москву к братьям. Юная Мария хорошо пела, её даже брали в церковный хор. Единственное, что её везде останавливало – это маленький рост.
По окончанию школы, в 1930 году Мария Савельевна пошла с подругой за компанию на прослушивание к Серафиме Бирман – та набирала студию при Всесоюзном радиокомитете. Неожиданно, великая актриса предложила учиться Скворцовой именно у неё.
Так решилась судьба будущей актрисы. Четыре года учёбы пролетели как один миг. Потом всем курсом поехали в Великие Луки, играли в местном театре. Но тут началась война...
Альфонс (1993)
С 1941 года Мария Скворцова работала в театре города Ирбит (Свердловская область), а в 1943-м - отправилась на фронт. Два года она выступала в составе фронтовой бригады на Втором Прибалтийском фронте. Пока не закончилась война.
"Экипаж"(1979)
После войны, получив известие о болезни мамы, Мария Савельевна уговорила с трудом отпустить её в Москву. Да так и осталась. Попросилась в областной ТЮЗ (Царицыно). До этого она много лет проработала в театре, где играла преимущественно главные роли. А тут детский театр. Для ребят играть сложно. Надо уметь держать их внимание.
"Экипаж"
Сначала Марии Скворцовой пришлось играть мальчиков-девочек, пионеров-героев, козлят-зайчат, Красную Шапочку, Золушку. Потом роли в "Доходном месте", "Слуге двух господ", "Молодой гвардии", "Отцах и детях". Играла что-то про совхозы и колхозы. Играла Простакову и даже Ниловну.... А когда актриса состарилась, пошли колдуньи, Бабы Яги. Но она никогда не играла злодеек, она делала своих героев смешными, поддразнивала маленьких зрителей.
Целуются зори (1978)
В молодости она почти не снималась. Совмещать работу в театре со съёмками было невозможно. Ведь актриса играла во всех спектаклях главные роли, и потому её просто не отпускали.
И жизнь, и слёзы, и любовь (1983)
Приходилось отказываться от многих приглашений. Хотя какие-то эпизодики все-таки были, - например, у Марка Донского в драме по мотивам одноименной повести М. Коцюбинского «Дорогой ценой». Фильм о любви, страсти, смерти, нестерпимо, откровенно яркий и отрешенный от быта, был признан Британской Киноакадимией лучшим зарубежным фильмом 1958 года.
Известность к Марии Скворцовой пришла до обидного поздно. В первой большой роли актриса впервые снялась у Василия Шукшина в «Калине красной», и было это в шестьдесят лет. В картину Мария Скворцова попала благодаря счастливому случаю.
Попечители (1982)
Шукшин искал актрису на роль матери Любы. Ему показали фотопробы пяти актрис, среди которых и оказалась никому не известная Мария Скворцова. Режиссёр, на удивление всем, её и выбрал.
Калина красная
Работа с Шукшиным была для актрисы настоящим праздником, творческой радостью. Он помогал, советовал и создавал яркие, точные характеры, добиваясь от актеров такого рисунка роли, какого видел сам. Но добивался этого тактично, мягко, предлагая несколько интересных вариантов. Так зрители многих поколений запомнили ответ героини Скворцовой на вопрос о грамотах: «Там, у шкапчике...».
Дамское танго (1983)
Актрисе поначалу было трудно, ведь она окунулась в совершенно новую атмосферу со своими законами и порядками. А потом – ничего, всё наладилось. Красная калина оказалась для актрисы «счастливой» ягодой. Эта картина открыла ей дорогу в кино, дало ей и славу, и любовь зрителей. Посыпались приглашения на новые роли.
Гостья из будущего (1984)
После фильма «Гостья из будущего» Марию Скворцову стали узнавать даже ребята. Всего то несколько эпизодов... Но зато какие замечательные! Помните, как главные герои пробегают мимо сидящих старушек, и героиня Скворцовой бросает им вслед: «Совсем ходить разучились. Ведь так и шею сломать можно. В наше время - сначала подумаешь, а потом бежишь...» Ещё раз в кадре актриса появляется в конце фильма.
Мёртвые души (1984)
Только теперь Скворцова играет космического пирата, в превратившегося в эту самую старушенцию. И как изменяются её манера поведения, манера говорить. Сначала настороженно-подозрительный взгляд, а затем: «Что же вы наделали. Вы ж человека убили». И затем уже радостно: «Убили. Я вас всех в милицию отправлю». И действительно верится, что под оболочкой старушки кроется коварный пират.
Гостья из будущего
Эта естественность в персонажах Скворцовой не случайна. Ведь Серафима Германовна Бирман учила своих учеников правде в искусстве, достоверности и естественности. И эта её правда передалась её ученице Марии Скворцовой. Актриса пронесла это чувство через всю жизнь. Наверное, поэтому, даже самые незначительные эпизоды, как, например, в «Чичерине» или «Экипаже» ею сыграны достоверно.
Карантин (1983)
Мария Скворцова появилась на экране в последний раз в 1993 году – в картине Бориса Бланка «Если бы знать…», экранизации «Трех сестер» Чехова. Она играла няньку. Когда актриса согласилась сниматься, она и не предполагала, какой ужас её ожидает. От Чехова там не осталось ничего! Зато герои стали гомосексуалистами и проститутками. А её нянька превратилась в сводницу.
Карантин
Актриса категорически не приняла новое кино, новое поколение режиссеров, и решила уйти на покой. Особенно её поражало отношение! Не видя в глаза текста, они по команде «мотор!» хватаются за бумажку и начинают шпарить. Нет, такой подход был категорически не для неё. Даже тогда, когда Скворцовой говорили: «Ролька пустяковая, на площадке вам всё объяснят!» – она всё равно требовала весь сценарий.
Ей всё нужно было знать заранее, чтобы подготовиться. Она должна была поработать над ролью, независимо от того, маленькая она или большая. Так её учила Бирман, так работал с ней Шукшин. Всё должно идти от души, а экспромт – он должен быть, но в норме.
Печники (1982)
Мария Скворцова часто снималась в фильмах с очень сильным актёрским составом. С талантливыми актёрами работать легко. Ей очень помогал Вячеслав Тихонов во время съёмок фильма «Белый Бим Черное ухо». Отличные актёры были в «Детях солнца», в «Попечителях» Михаила Козакова.
Правда, этот телефильм очень ругали: взяли, дескать, «Последнюю жертву» Островского, да на новый лад всё перелопатили. И Козакову попало, и Янковскому, а похвалили только Леонида Броневого, Римму Маркову и Марию Скворцову.
Ералаш (1990)
Хорошие воспоминания остались у актрисы о работе с Александром Миттой. Он прекрасно чувствует актёра, в его фильме каждый – на своём месте. После «Экипажа» он сказал про Скворцову: "Вот эта актриса будет сниматься у меня всегда". Но не сложилось. И всё же лучше всех, по её признанию, был Шукшин!
Дети солнца (1985)
Характер у Марии Скворцовой был вроде и покладистый, но язык её подводил. Как только что плохое видела, так прямо в глаза и говорила.
А кому это по нраву? За него и звания никакого она не получила. Театр несколько раз подавал документы, и всё мимо.
С художественным руководителем актриса не очень дружила, поэтому и на пенсию её спокойно отпустили. Но актриса особо и не переживала: на улице подойдут, скажут теплые слова – и ей уже хорошо.
Чужой звонок (1985)
Когда родилась внучка, вот это было счастье. Её руководительница ролей тогда ничего актрисе не давала, а она решила: «Слава тебе, Господи! У меня теперь есть внучка и не надо мне никакой работы».
Сын Марии Скворцовой умер в октябре 1991 года. Раньше него не стало мужа, Семёна Михайловича, замечательного актёра областного ТЮЗа и удивительной скромности человека.
Так что в жизни актрисы осталась лавочка у подъезда и телевизор. Смотрела новости, передачи, фильмы. Всё ей было интересно, от жизни старалась не отставать.
Мария Скворцова скончалась 1 декабря 2000 года. Её похоронили рядом с мужем на Перловском кладбище в Москве...
Прекрасная актриса! Она могла быть очень доброй, душевной, а могла быть такой мерзкой, что душу выворачивало от каждого сказанного ею слова! Тончайшее чувство тонкостей, создаваемых ею образов. Потому и жить образы сыгранные ею будут вечно!
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 20059
Добавил: Olesia
Дата добавления: 09.01.2014
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.