Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске в Свердловской области. Он хорошо учился в школе, был очень весёлым и
заводным молодым человеком,
благодаря своей маме – учительнице английского языка, хорошо знавшим английский.
После окончания средней школы Юрий успел попробовать свои силы в большом количестве профессий - он работал монтажником, почтальоном, высоковольтником и даже успел поплавать в качестве моториста на каботажных судах по Баренцеву морю. Но хотел стать именно актёром.
В 1962 году Юрий зашел на экзамены за компанию с приятелем в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. «С таким лицом – и быть просто «болельшиком»?! – возмутился Зиновий Карогодский, режиссёр ленинградского ТЮЗа, сидевший в приёмной комиссии. – Вы должны учиться на моём курсе!»
Юрий Каморный воспользовался предложением и поступил в ЛГИТМиК, где оказался одним из самых талантливых и дисциплинированных студентов.
Его общительный характер позволял ему стать душой любой компании, он был очень музыкален, играл на разных инструментах, начиная от гитары и заканчивая гармошкой. И благодаря своим способностям Каморный, ещё будучи студентом, обратил на себя внимание разных режиссёров.
В 1965 году режиссёр Юлиан Панич пригласил молодого актёра на главную роль в картину «Проводы белых ночей», в которой Каморный сыграл журналиста Валерия. Но из-за отъезда на Запад
"Зося" (1966)
режиссёра фильм положили на полку и показали лишь двадцать лет спустя. Но спустя короткий промежуток времени способности Каморного вновь оказались востребованы.
В 1966 году режиссёр Михаил Богин пригласил Юрия Каморного на одну из главных ролей в советско-польскую картину «Зося». Во время съёмок сцены переправы, один из фугасов, закреплённых под водой, взорвался под плотом, на котором «лейтенант» Каморный переправлялся через реку со своими бойцами и актёр попал в госпиталь.
"Освобождение" (1968)
В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной роли польская актриса Пола Ракса, по опросу читателей журнала «Советский экран», была названа лучшей иностранной актрисой 1967 года.
"Зося"
Во время съёмок «Зоси» между Каморным и Раксой завязались отношения, которые едва не закончились браком. Это неудивительно, так как Каморный имел огромный успех у женщин. Вскоре он женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина.
Окончив институт в том же 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа, которым руководил Корогодский, относившийся к Юрию с большой симпатией. Каморный активно совмещал работу в театре со съёмками в кино. Он снялся в картине «Освобождение» с 1968-го по 1971-й годы, «Карантин» в 1969 году и «Кремлевские куранты» в 1970 году.
Но в 70-е годы творческая судьба Каморного в театре начала складываться более успешно, чем в кино. Он играл роли в спектаклях «Хозяин», «Наш цирк» и «Глоток свободы».Лучшей его работой в ТЮЗе стала роль Ризположенского в спектакле Льва Додина «Свои люди – сочтемся».
Кадры из фильма «Проводы белых ночей» (1969)
Масштабных ролей в кино Каморному практически не предлагали. В основном его приглашали играть красивых, удачливых молодых людей - покорителей женских сердец и суперменов.
"Дверь без замка" (1973)
Но фильмов, в которых он снимался в закрепившемся амплуа, было много - «Рудобельская республика», «Люди на Ниле», «Дверь без замка», «Будни уголовного розыска», телевизионный
"Гибель эскадры"
фильм «Быть человеком», «Стрелы Робин Гуда».
В начале 1970-х годов распался первый брак артиста, и он какое-то время жил в тесной гримуборной ТЮЗа, оставив квартиру бывшей жене и дочери. В 1972 году он познакомился на съёмках фильма «Дверь без замка» с Адой Ставиской - студенткой юридического факультета ЛГУ. Эта девушка в течение нескольких лет сопровождала Юрия во
"Вера, Надежда, Любовь" (1972)
всех его киноэкспедициях, оказывала моральную поддержку и заботилась о его здоровье.
В 1976 году Юрий Каморный ушёл из ТЮЗа и устроился в штат Театра-студии киноактера при «Ленфильме» где ему вскоре выделили 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. У актёра так же была дача в Соснове,
"Карантин" (1968)
собственный катер, который он купил у Товстоногова, и богатая коллекция холодного оружия, собирать которую он начал, будучи студентом, подрабатывая в милиции оружейным мастером.
Коллекция насчитывала порядка тридцати экземпляров разных видов оружия, которым сам актёр прекрасно владел - шпаги, сабли, кинжалы и ножи.
"И был вечер, и было утро" (1970)
Был даже наган, который Каморный любил чистить, собирать и разбирать. Но не стрелять. При всей своей любви к оружию, сам Юрий применять оружие на практике не любил. В жизни он был очень жалостливым человеком.
Однажды привёз домой собаку. После очередных съёмок, для которых купили шесть ездовых лаек и после того, как собаки «отработали» своё, их решили сдать в лечебницу для
"Странные взрослые" (1974)
медицинских экспериментов. Одну из них Каморный и спас от верной смерти, привезя домой. Он называл собаку Гаврилой или Гошкой, и пёс прожил у него четыре года.
Каморный продолжал активно сниматься в кино, и на экраны страны ежегодно выходили фильмы с его участием. Каморный сам
"Быть человеком" (1973)
прыгал с парашютом и занимался верховой ездой. Перед съёмками в фильме «Голубые молнии» актёр месяц жил в казарме воздушно-десантных войск, вживаясь в роль. Ломал ребром ладони кирпичи, делал сальто и кидал ножи. В фильме «Карантин» он исполнил песню Владимира Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий».
"Голубые молнии" (1978)
Потом судьба его не раз сталкивала с Высоцким - пробуясь в фильме «Опасные гастроли», Каморный нарочно плохо сыграл, чтобы роль досталась Высоцкому, которого не хотели утверждать на съёмки. Хотя в «Стрелах Робин Гуда» именно Каморный, а не Высоцкий, как планировалось, сыграл Шута.
"Призвание" (1975)
В 1979 году прекратились отношения Каморного с Адой Ставиской, но Ада продолжала оставаться его другом, помогала в трудных ситуациях, выручала материально, устраивала в больницы. Она рассказывала: «Юра был предрасположен к алкоголю, болен этой болезнью, а лечиться не хотел. Хотя у него
"Игра без козырей" (1981)
имелось достаточно силы воли, чтобы сказать: «Я не пью с этого дня!» И отодвинуть рюмку. И действительно, месяца три вообще не пить, не брать в рот ни капли. А потом начинался запой… И всё это отражалось на психике… Здоровье кончилось».
"Я буду ждать" (1979)
В 1980 году Каморному было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Количество режиссёров, желающих снимать его, не уменьшалось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях - в художественном фильме «Правда лейтенанта Климова» и телефильме «Игра без козырей». В одной из картин он прекрасно сыграл морского офицера, в другой - главаря банды.
"От Буга до Вислы" (1980)
Последняя роль ему особенно удалась - он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владел карате, покорял женщин и мастерски играл в карты. Во время работы в этой картине, съёмки которой проходили в Литве, Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез её с собой в Ленинград.
"Правда лейтенанта Климова" (1981)
15 ноября 1981 года Каморному была выделена отдельная квартира, но переехать туда он не успел. 27 ноября 1981 года Юрий Каморный был застрелен сотрудником милиции в собственной коммунальной квартире. Озвученные впоследствии версии гибели, а точнее – убийства Каморного, странны, противоречат друг другу и не вызывают ни малейшего доверия.
"«Посейдон»спешит на помощь" (1977)
Ясно одно – в крохотной комнате коммунальной квартиры актёр был убит сотрудником правоохранительных органов, материалы следствия не были преданы огласке, а виновные не понесли никакого наказания. Более того - власти не захотели портить имидж советской милиции, прессе было запрещено сообщать любую
"Петерс" (1972)
информацию об убийстве Каморного, вплоть до некрологов. Многие друзья и коллеги актёра долгое время не знали, что Юрий Каморный погиб.
В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего несколько человек, среди которых была мать актёра Галина Федоровна Сухорукова. Она увезла тело сына на родину - в Старую
Руссу, где похоронила его на городском Симоновском кладбище. Слева от центральной аллеи, ведущей на братское захоронение, сейчас можно увидеть на могиле из тёмного мрамора памятник, на котором с фотографий смотрят милое улыбающееся лицо мамы актёра Сухоруковой Галины Фёдоровны и строгое красивое лицо заслуженного артиста РСФСР Юрия Каморного, и помянуть добрым словом актёра, вспомнить фильмы, снятые с его участием.
А тогда, после его смерти долгое время о том, что под заросшим травой холмиком покоится известный в стране артист, знали только ближайшие родственники. Мать Юрия хранила тайну захоронения 12 лет, боясь сплетен вокруг имени сына, и запретила близким обозначить его имя на могиле.
О месте захоронения говорили только цветы, которые родные и близкие актёра приносили к земляному холмику. Когда мама Каморного умерла, её похоронили рядом с сыном, а дядя Юрия - Николай Алексеевич Сухоруков, поставил на могиле актёра и его матери небольшой памятник. На установленном спустя 12 лет памятнике год смерти указан неверно.
«Он был молод, красив и безмерно талантлив. Как же могло всё быть у него хорошо. Как должно было быть хорошо! Ах, судьба...» - так сказал о своём трагически погибшем товарище актёр Александр Хочинский. С его воспоминаний о Юрии Каморном начинается глава 45 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 16420
Добавил: Olesia
Дата добавления: 07.04.2014