Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии для актёров" за 1960 год
Юрий Андреевич Белов родился 31 июля 1930
года в городе Ржев Калининской области. Всё его детство прошло на Курилах, так как отец Юрия был военным и последним местом его службы стал Дальний Восток.
Во времена студенчества бурная фантазия Белову не мешала - одногруппники считали это и остроумным, и полезным, преподаватели уважали за талант перевоплощаться в героев выдуманных историй. И по-доброму называли Юрия чудаком. Если бы Юрий Белов не стал актёром, то был бы, скорее всего, писателем-фантастом — он с ходу придумывал такие потрясающие истории, что присутствующие только диву давались...
Он сочинял так ярко и вдохновенно, как будто явственно видел перед собой всё, о чем говорил. Несмотря на выдуманные им истории и жизнь в выдуманном мире, он был очень образованным человеком, настоящей энциклопедией.
Надежда РУМЯНЦЕВА: "Я с ним много училась. Я пришла на третий курс во ВГИК к своему же педагогу Ольге Ивановне Пыжовой из ГИТИСа. Первый человек, который меня встретил вот такой вот улыбкой - был Юра Белов. Впечатление, которое всю свою жизнь я несу о Юре - это было огромное море доброты. Он был безумно смешной и очень обаятельный человек. Я ни разу за всю свою жизнь не слышала от него ни об одном человеке ни одного дурного слова."
"Карнавальная ночь" (1956)
В 1955 году Юрий Белов окончил ВГИК (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и позже стал актёром Театра-студии киноактера.
"Приходите завтра" (1962)
Уже через год после окончания ВГИКА Юрий стал знаменит благодаря роли Гриши в "Карнавальной ночи". Затем в течение семи лет один за другим на широкий экран вышли фильмы с участием актера, которые закрепили его успех среди зрителей и сделали Юрия Белова одним из самых популярных актеров советского кино.
"Неподдающиеся" (1959)
Даже в небольших, эпизодических ролях Юрий Белов излучал свет. Вот самые популярные: «Девушка без адреса», «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки». В последних двух фильмах он играл в паре с Надеждой Румянцевой — состоялся блистательный актёрский дуэт.
Невозможно передать словами те теплые искренние чувства, которые переполняют душу, когда смотришь фильмы с его участием. Его героев отличали вечная улыбка, шутки, розыгрыши и потрясающее жизнелюбие. Даже в небольших, эпизодических ролях Юрий Белов излучал свет.
9-й класс. 1947 год
Их не всегда можно было назвать "положительными" и тем более "эталонными", но бесконечное обаяние актёра располагало к ним моментально.
"Гусарская балла- да" (1962)
Герои Юрия Белова отличаются неповторимым жизнелюбием и обаянием, благодаря чему они так полюбились зрителю. В реальной жизни за актёром закрепилась репутация "странного человека","не от мира сего".
А с середины 60-х годов Юрия Белова перестают приглашать на главные роли.
Грачкин с "призом"
Уже после смерти артиста журналист Владимир Мартынов поведал историю:"Юрий Белов рассказал мне историю своего перелома во взаимоотношениях с кинематографом. Это всё, наверное, не достоверно, этому нет никаких фактических подтверждений,
"Девушка без адреса" (1957)
но, вот дословно, что Юрий Белов рассказал мне:
«В 1964 году, когда я снимался у Эльдара Рязанова в фильме "Дайте жалобную книгу", на каком-то банкете я сказал про Никиту Сергеевича Хрущева, что его, вроде бы, скоро снимут. И потом просто приехали люди в белых халатах, один со смирительной рубашкой и увезли меня в сумасшедший дом на пол года.
"Ко мне, Мухтар!" (1964)
Причем, Хрущева, как мы знаем, действительно сняли. А потом, когда я вышел, кому я нужен. Во-первых, неблагонадежный, а во-вторых не совсем здоровый - псих, когда вокруг полно здоровых и политически грамотных»"
"Стоянка поезда - две минуты" (1972)
Теперь его уделом стали лишь роли третьего плана да короткие эпизоды, как, например дед в фильме-сказке "Про Красную Шапочку" (1977). А свою последнюю ГЛАВНУЮ роль Василия Назаровича, в музыкальной телевизионной комедии Александра Орлова и Марка Захарова "Стоянка поезда - две минуты", заметно постаревший Юрий
"Ко мне, Мухтар!"
Белов сыграл в 1972 году.
После этого наступило практически полное забвение. Актёр был вынужден зарабатывать на жизнь частным извозом. Садясь в его "Москвич", купленный в годы былой популярности, пассажиры с трудом узнавали в немолодом водителе главного киновесельчака 50-60-х годов.
"Майские звёзды" (1959)
Переживая из-за своей невостребованности, Юрий Белов начал злоупотреблять алкоголем, его здоровье с каждым годом ухудшалось. В 80-е годы Белов практически не снимался. За целое десятилетие он появился на экранах всего лишь в четырех картинах,
"Леон Гаррос ищет друга" (1960)
и везде это были эпизоды.
В своём последнем фильме режиссёра Эдуарда Гаврилова "Двое и одна" 1988 года, Юрий Андреевич Белов появился в очередной крохотной роли работника кладбища будучи уже тяжело больным.
Журнал "ТВ-парк" вспоминал об актёре такими словами: "Хочется вспомнить Юрия Андреевича, человека очень доброго и очень хорошего. Как он любил море и дальние путешествия к
"На дальней точке" (1970)
нему на мотоцикле со своей женой Светой, какие сочинял фантастические, невероятно чудные и потешные истории! Он не держался за славу, когда она ушла от него и наступило бездействие, он любил свою работу и до
"Вольница" (1955)
последнего мечтал о ней, был застенчив и очень раним".
Леонид ФИЛАТОВ об Юрии Белове говорил: "В нашей отчечественной киноимперии, которая формировалась долгие годы, были свои любимчики, свои пасынки, свои народные герои. Но были, так называемые, артисты второго эшелона, которые, зачастую, были совсем не хуже чем "первачи". Но, просто, им менее везло, может быть.
"Человек ниотку- да" (1961)
Так судьба распорядилась с их жизнью, что роли, которые им предлагали, были плохо выписаны - размыто, неясно, нечетко.
И только отдельным людям удавалось насытить этот каркас чем-то живым, настоящим, что, действительно, в результате, на экране возникал живой человек. К таким актёрам относится и Юрий Белов.
"Сто грамм" для храбрости" (1976)
Любая его картина, где, в общем, были какие-то объёмистые роли, пусть не Бог весть что, но, всё-таки роли, которые требовали длительного его пребывания не экране - они все имели успех.
Судьба мало ему предлагала ролей, которые были бы замечательно выписаны, уже заранее так на бумаге был бы прогнозируемый успех этих ролей. Он их делал сам. И, может быть поэтому, он так был дорог режиссёрам потому, что он из "ничего" мог сделать "что-то"
"Алешкина любовь" (1960)
за счёт своего безграничного обаяния. Была такая картина Евгения Ташкова "Приходите завтра" со знаменитой Екатериной Савиновой.
Но, когда говоришь о картине, разумеется, люди сразу вспоминают Екатерину Савинову, поскольку она главная героиня, Анатолия Папанова, который играет главную мужскую роль в этой картине.
"Строгая женщина" (1959)
Но вспоминают также, непременно, и дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. Крохотный эпизод, где двое студентов - хохмачей, как бы принимают экзамен в качестве педагогов у молоденькой абитуриентки, которую играет Екатерина Савинова".
Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Он однажды пригласил меня в гости, причем в восемь утра. Раздался телефонный звонок. Это было поздней осенью. Я в темноте подошла к телефону и не сразу поняла кто звонит.
"Весна на Заречной улице" (1956)
Оказалось это был Юра. "Приезжайте ко мне" - сказал он. "Можно через час" - ответила я. "Хорошо" - сказал он. Юра перезвонил через час, рассказал где он живёт. Я поехала на троллейбусе. Приехала. Запах кофе. И больше я оттуда не уехала. Осталась навсегда с ним.
Кто бы мне сказал тогда, что пройдет немного времени и ты станешь женой Юрия Белова. Как-то все в театре мы пробегали мимо. Я не думала, что он меня замечает.
"Человек родился" (1956)
Потом, через несколько лет у нас родился сын. Родился слабым. Он у нас спал на балконе, мы его прозвали "Балконский". Ездили всё время путешествовать на мотоцикле. Он прожил свои отроческие годы там на Курилах и всю жизнь мечтал об Японии. Он безумно любил море, океан, плавал под водой среди рыб. Это его среда…
Юрий был потрясающим рассказчиком, уникальным, можно сказать. Я не знаю, где он выдумывал, а где - нет. У него всё сливалось воедино. Его педагог Борис Владимирович Бибиков говорил: "Юра может рассказать, кто жил 2000 лет тому назад, или будет жить
"Королева бензоко- лонки" (1962)
2000 лет вперёд, по фамилиям назовёт, но что будет в этой жизни он не знает. Он не от мира сего. Он странный". Это было просто приклеено к нему. Он странный".
Леонид ФИЛАТОВ: "Странный человек. Чем же он был странен, Юрий Белов. Тем, что был добр, был искренен, тем, что никому не желал зла, что никогда ни про кого не сказал
"Вот такие чудеса" (1982)
ни одного дурного слова, не матерился, не сплетничал, не ставил друзьям подножку, никого не "подсиживал" в плане ролей, никому не переходил дорогу, равнодушен был к званиям и поэтому никогда их не имел. Странный человек жил среди нас по имени Юрий Белов. Странный, в особенности, по понятиям сегодняшних людей".
Тридцатое декабря тысяча девятьсот девяносто первого года. Юрий Белов с нетерпением и трепетом ожидал завтрашний день. По телевизору, традиционно, должны были показать один из его любимых фильмов - «Карнавальная ночь».
Юрий Белов не столько любил смотреть кино со своим участием, сколько вспоминать во время просмотра,
как весёлая и бесшабашная команда Рязанова с шутками снимала эту картину.
Вспоминать те времена, когда он ещё нужен был отечественному кинематографу. Он удобно устраивался в кресло перед экраном телевизора и в который раз рассказывал жене обо всех подробностях съёмок популярной ленты. На следующий день, ровно в четырнадцать часов дня, Светлана Швайко, жена великого актера, включила телевизор, и, опустившись в кресло, залилась горькими слезами. До начала долгожданной ленты её муж Юра не дожил всего несколько часов…
Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Это произошло 31 декабря 1991 года... Похоронить его я смогла только на девятый день потому, что столько умерло за эти дни, а потом ещё и за Рождество, что не было возможности. Что я хочу сказать, что ни "Мосфильм" ни Союз кинематографистов не были на похоронах".
Ни званий, ни наград, ни премий у
Юрия Белова не было. Впрочем, есть одна премия - ПАМЯТЬ, наша с Вами память об этом актёре. И пока его роли вспоминают - эта премия самая важная. Похоронен Юрий Андреевич Белов в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.).
Супруга Юрия Андреевича актриса Светлана Швайко скончалась от рака в 1999 году. Остался их совместный сын Святослав который родился в середине 70ых. У самого Святослава интереса к актёрству нет.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 16597
Добавил: Olesia
Дата добавления: 24.01.2014