Народный артист СССР и Белоруссии Николай Ерёменко (ст.) родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. После окончания ремесленного училища работал токарем. Шестнадцатилетним юношей он приписал себе два года, чтобы получить возможность окончить курсы младших лейтенантов и в 1942 году отправился воевать на фронт, где был ранен, попал в окружение и оказался в плену.
Ерёменко сумел выжить в фашистском концлагере, из которого несколько раз пытался бежать, затем воевал в составе подпольной группы Сопротивления.
"Люди и звери" (1962)
Попав в плен, он около четырех лет провел в фашистских лагерях и был освобожден лишь после победы. Фашистский плен обернулся молодому Ерёменко допросами чекистов и выбитыми зубами, но это не поколебало его веру в Советскую власть… "Бензин кончился, летим на самолюбии", — любил он говорить в трудных ситуациях.
"Дни летные" (1965)
В 1948 году Николай Ерёменко (ст.) окончил театральную студию при Театре имени Я.Коласа в Витебске. До 1959 года он работал в этом театре, а с 1959 года перешел в Белорусский академический театр имени Я.Купалы в Минске. Начиная с 1960 года Николай Ерёменко (ст.) начал сниматься в кино. Первой его большой работой стала роль советского офицера Алексея в киноромане "Люди и звери".
"Амнистия" (1981)
К началу 1970-х годов он снялся уже в десятке фильмов, среди которых были историко-революционные ленты "Москва-Генуя" и "Крушение империи", приключенческая комедия "Музыканты одного полка", драма Валерия Исакова "Погоня".
с женой и сыном
Женой Николая Ерёменко-старшего была Галина Александровна Орлова - актриса национального театра и народная артистка республики. Супруги любили и уважали друг друга. В 1949 году в Витебске у них родился сын Николай. Ерёменко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино.
Ерёменко (мл.)
Галина Александровна была женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни.
Еременко (мл.)
Николай Ерёменко (мл.) рассказывал: «Воспитывали меня строго. Отец четыре года провёл в концлагерях, это расшатало его нервы. Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была «Артист», из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…» Почти всё своё детство
"Вечный зов"
Николай провел за кулисами театра. Творческая атмосфера театра, реквизит, спектакли и репетиции — всё это вызывало у него неподдельный восторг.
Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но эффектное появление сына на сцене запомнилось зрителям. Мама Николая Галина Орлова вспоминала: «Мы не навязывали ему свою профессию.
"Человек в проход- ном дворе"
Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына - уже в трехмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли. Учился средне, математику вообще ненавидел. По-моему, это признак сценического таланта. Мне, например, тоже не давались точные науки».
Уже в 12-летнем возрасте Николай вместе с мамой снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В короткометражном фильме юный Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не надо себя вести.
Собственно, чем-то подобным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы постоянно доказывать приятелям, что он - "свой парень", а не пай-мальчик из привилегированной семьи.
После окончания школы сын приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сделать это с первой попытки ему не удалось. Он опоздал на конкурс,
"Ливень" (1974)
к тому времени курс был практически набран, и приехавших поступить просматривали лишь для того, чтобы не обидеть. Но на следующий год в свою вгиковскую мастерскую набирал курс режиссер и педагог Сергей Герасимов, в фильме которого
С женой Верой
«Люди и звери» Ерёменко-старший сыграл свою первую большую роль в кино, и это помогло Ерёменко-младшему поступить.
После окончания ВГИКа Ерёменко (мл.) в 1971 году стал актёром Театра-студии киноактера, а с 1976 года - актёром студии имени Горького. Во время учебы Николай
С Людмилой
познакомился со своей будущей супругой Верой Титовой, позже у Ерёменко и Титовой родилась дочь Ольга.
Но идеального мужа из Николая не получилось. Как признавался сам Ерёменко, он все время любил одну женщину - жену, но постоянно влюблялся в остальных, потому что «моя профессия грешная изначально... Женщины всегда будут меня притягивать...»
с дочкой Олей
Со второй гражданской женой Николай познакомился через семь лет после женитьбы на Вере. Она москвичка, его поклонница, которая просто обожала его. На съёмках фильма «Сын за отца» он познакомился с ассистенткой Людмилой, от которой у него родилась внебрачная дочь Татьяна.
Николай любил обеих дочерей, и буквально разрывался между семьями. Актёр Владимир Носик рассказывал: «Николай был даже рад, когда его дочь отказалась продолжить династию. Вообще Коля был прекрасным отцом, а с Верой они очень удачно дополняли друг друга. И всё же их брак распался...»
"Илга-Иволга"(1972) Ерёменко (ст.)
Ерёменко-старший продолжал активно сниматься до начала 1980-х годов. В военной киноэпопее "Солдаты свободы" он сыграл молодого Леонида Брежнева, в производственной драме "Молодость с нами" энергичного директора нефтезавода Колосова… Но, начиная с 1980-х годов он практически перестал сниматься, а в 1990-е годы утратил интерес к работе.
"Карпухин" (1972)
Это было не случайно - ему было 70 лет, он перенёс два инфаркта, многое его не устраивало и в общественной жизни. Сын решил всколыхнуть отца, вдохнуть в него интерес к жизни, к работе. К тому же до сих пор они вместе ни разу не снимались в кино.
"Сын за отца" (1995)
Вместе отец и сын встретились на съёмочной площадке лишь однажды, в новой социальной ситуации. В середине 1990-х Николай-младший дебютировал на "Беларусьфильме” в качестве режиссёра, предложив Николаю Николаевичу- старшему сыграть
"Молодость с нами"
в фильме "Сын за отца” - роль, близкую его тогдашнему душевному настрою. Николай-младший рассказывал: "Говорю: "Давай кино снимать!" Он, понятное дело, ответил: "Ты что, с ума сошел? Ещё мне не хватало в конце жизни облажаться!".
Но сниматься в фильме сына Николай Ерёменко-старший всё же согласился. И наверное, совсем не ожидал, что фильм "Сын за отца..."
"Рядом с вами" (1967)
станет для него мощной "терапией", которая оторвёт его от кресла. Оба играли представителей своих поколений. Старший, Александр Николаевич Красюк (так зовут героя-отца, мастера пластической хирургии),
"Сын за отца"
уволен из клиники за то, что высказал чиновнику всё, чего тот стоит.
Сын Виктор, сумевший приспособиться к рыночным отношениям, организует для отца частную клинику. Но Красюк-старший не может смириться с безнравственностью, которую принесли в жизнь города "крутые” с их представлениями о морали, и вступает в неравную борьбу с мафиозной группой.
"Незнакомая песня" (1983)
После окончания съёмок семидесятилетний Николай Ерёменко-старший забыл о болезнях, снялся ещё в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в
"Зал ожидания" (1998)
английской пьесе "Костюмер", которая была отмечена призами на театральных фестивалях.
В последние годы жизни Николай Ерёменко работал на сцене Белорусского национального академического театра имени Янки Купалы. 8 июля он должен был принять участие в международном фестивале искусств "Славянский базар" в Витебске. Кроме того, актёр
"Бригада" (2002)
планировал выступить на сцене родного Витебского театра и записать ряд телевизионных программ, но 30 июня 2000 года Николай Николаевич Ерёменко-старший внезапно умер от инфаркта.
"Империя под ударом"
На последнем спектакле "Милый лжец", в котором играли он играл вместе со своей женой за три дня до смерти, было что-то необъяснимое: полный аншлаг, люди "висели на люстрах", как будто пришли попрощаться с любимым актёром. Потом все так и скажут: в этот день Николай прощался с Галиной Александровной и со зрителями.
"Рассказывайте обо мне хоть изредка и поминайте добром. Артисты живут только в памяти людской...". Эти слова Николай Ерёменко-старший произносил от имени своего героя Сэра Джона в спектакле "Костюмер". Но они стали завещанием самого артиста…
Почти через год вслед за отцом ушёл и сын. Николай Еременко-младший прошёл земную жизнь в полстолетия — ему исполнилось пятьдесят два года.
Оторвавшийся тромб остановил творческий путь актёра, которого так любили зрители. Галина Орлова рассказывала: «Сын был вместе с Люсей, когда внезапно потерял сознание. Она тут же вызвала «скорую» и позвонила мне в Минск.
Я села на поезд и утром приехала в Боткинскую больницу. Коля лежал без сознания. Врачи сказали, что был инсульт. Я только спросила у них: «Есть надежда?» — и услышала: «Нет».
Смерть полного сил и планов Николая Еременко шокировала всех. Но актёр, имевший образ супермена и героя-любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным.
Отец и сын
"Горячий снег" (1972)
"Он остался верен своим убеждениям, матери и... рыбалке”, - так афористично определил суть отца - Николая Николаевича Еременко — его сын Николай Еременко.
"Возврата нет" (1973)
Однажды случилась путаница. Получив в Минске телеграмму, Николай Николаевич отправился на пробы. Оказалось, ждали сына, тоже Николая Николаевича. С той поры и появились добавления — Еременко-старший и Еременко-младший.
"Исполнение желаний" (1973)
У обоих был общий учитель - большой советский режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов. Обоих хорошо знала наша бывшая страна, хотя поклонники у того и другого были разные. Старший Ерёменко играл революционеров, людей военной косточки, советских интеллигентов, рабочих, служащих, колхозников - как рядовых, так и руководящих лиц (для такого рода персонажей есть профессиональный термин: социальный герой).
"Солдаты свободы"
Значились в его творческой биографии и Иосип Броз Тито (в фильме "Солдаты свободы” 1976г.), и секретарь обкома Веденин - прообраз будущего генсека Брежнева (в фильме "Вкус хлеба”). Его зрителями было его поколение — те, кто прошел войну, вытащил страну из разрухи, верил в её идеалы и великое предназначение.
"Вкус хлеба" (1979)
Младший Ерёменко играл молодых романтических героев современности и прошлого. Отсчёт его массовой известности можно вести со второй половины 1970-х, когда он сыграл честолюбивого, волевого Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля "Красное и черное”.
"Красное и черное" (1976)
Роль Жюльена Сореля принесла ему не только настоящую популярность и любовь зрителей, но и закрепила за актёром амплуа героя-любовника. После выхода этого фильма на экраны актёр получил первые мешки писем от восторженных поклонниц. Сам Еременко позже не раз признавался, что «Красное и черное» — его любимый фильм, и в интервью рассказывал: «Мы все тогда друг в друга перевлюблялись.
"31 июня" (1978)
Но скорее это был невинный юношеский флирт, который быстрее проходит, чем серьезные чувства. Хотя был момент, когда нам с Наташей Белохвостиковой показалось, что мы обречены друг на друга. Но только показалось...
Когда я играл Жюльена Сореля в «Красном и черном», а Наташа Бондарчук - мадам де Реналь, было куда проще, поскольку студенческие влюбленности давно прошли, да и Наталья к тому времени вышла замуж за
"Трактир на Пятниц- кой" (1977)
Колю Бурляева. Только вот тёзка мой не сильно-то помогал своей супруге, захаживая на съемочную площадку во время интимных сцен - не каждая актриса такой контроль выдержит.
Любовь, как известно, чувство трепетное и относиться к нему даже в кино нужно очень аккуратно. Иначе на экране все будет выглядеть крайне неестественно.
"Пираты ХХ века"
К тому же женщина, даже если она суперпрофессиональная актриса, не всегда готова прилюдно обнажить своё тело, а вместе с ним и все свои женские секреты. Оттого часто бывает так, что режиссёр снимает грудь одной, попку - другой, а голову - третьей...
Но мне-то надо играть чувство, а значит - максимально раскрепостить партнёршу. А поскольку на съёмочной площадке мы не должны попадать во власть чувств,
"Пираты ХХ века"
в первую очередь я стремлюсь стать для неё не любовником (личные отношения, кстати, крайне мешают работе), а другом. И, между прочим, многие партнерши рассказывали мне потом, что даже не замечали, как обнажались в нужном для работы месте...»
К концу 70-х на счету Ерёменко (мл.) было немало картин, среди которых были драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня» и «Мятежная баррикада».
"Юность Петра" (1980)
А потом был старший механик в первом советском боевике "Пираты ХХ века” (1979), после которого популярность актёра, что называется, зашкалила. Когда фильм вышел на экраны кинотеатров в СССР — эффект был подобен взрыву.
При этом первоначально режиссёр фильма не хотел утверждать Николая Еременко на роль, считая, что зрители привыкли после «Красного и чёрного» видеть в нём героя-любовника, а не героя боевиков.
"Эскадрон гусар летучих" (1980)
Тогда Ерёменко снял рубашку, сделал сальто и вид его рельефных бицепсов убедил режиссёра. Позже Ерёменко рассказывал: «Моя внешность — это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу...»
Успех "Пиратов ХХ века" огорчил актёра, так как оставлял в тени его серьёзные работы, и в то же время подтолкнул к дальнейшим поискам своего "я", к более полному раскрытию своих способностей.
Свободу самораскрытия дали ему исторические фильмы, в которых он чувствовал себя уверенно. "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1980), "Эскадрон гусар летучих" (1980), "Лев Толстой" (1984), "Царская охота" (1990), "Крестоносец" (1995), "Рыцарский роман" (2000) - все эти фильмы стали благодатным полем и для приложения актёрского мастерства, и для блестящей реализации внешних данных.
... Твой ангел вычеркнул тебя из Книги Бытия. Так обозначил уход человека персидский поэт Рудаки. Ангел вычеркнул обоих деятелей искусства, принадлежащих Беларуси и России. Он пережил отца на одиннадцать месяцев и два дня. Николай Ерёменко был похоронен в Минске на Московском кладбище (на 26-м участке).
Рядом с Николаем Ерёменко-старшим похоронен его сын Николай Ерёменко-младший. Авторы памятника на их могиле - скульптор Геннадий Буралкин и архитектор Евгений Ковалевский. На Московском кладбище у них общая могила с памятником-аркой из темного, с зеленью гранита. По обе стороны арки - их бронзовые лица. Сейчас на могиле цветут ландыши.
Ерёменко Николай Николаевич (старший):
Народный артист БССР (1967).
Народный артист СССР (05.07.1989).
Медаль Франциска Скорины (28.06.1996).
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Государственная премия Белорусской ССР (1988) — за спектакль «Мудромер»
Ерёменко Николай Николаевич (младший):
Заслуженный артист РСФСР (25.03.1983).
Народный артист РФ (1.03.1994).
Лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Лучший актёр 1981 года за роль в фильме «Пираты ХХ века» по опросу журнала «Советский экран».
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 10271
Добавил: Olesia
Дата добавления: 24.07.2015
Всего комментариев: 0
В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.