Заслуженный артист РСФСР (1961)
Народный артист Российской Федерации (1994)
Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской губернии.
В годы Великой Отечественной войны юноша принимал участие в боевых действиях.
из передачи "Что- бы помнили..."
Театр им. Моссовета
После завершения войны поступил в Школу-студию Юрия Завадского, которую благополучно окончил в 1948 году. В том же году молодой актёр был принят в Театр имени Моссовета.
"За витриной универмага" (1955)
Долгое время Борис Новиков находился в тени старожилов Театра имени Моссовета. Среди его работ тех лет можно выделить, разве что, роль Каргина в спектакле «Чаша радости» 1950 года. По-настоящему актёр «выстрелил», когда ему было уже 36 лет. Тогда, в 1961 году, он сыграл Василия Тёркина в одноименном спектакле, поставленном по знаменитой поэме А. Твардовского.
"Необыкновен- ное лето"(1956)
Успех был ошеломительным! Фронтовики, присутствующие на премьере, подходили к Борису Новикову после спектакля и со слезами на глазах благодарили. А сам Твардовский, обнимая актёра, говорил: «Это был, конечно, он!».
"Первые радос ти" (1956)
Положительно отозвалась о работе Бориса Новикова и пресса. Так, например, Григорий Бояджиев писал: «Актёр удивительно виртуозно балансирует на грани «легенды» и «были», он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу «массовидных простачков», рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки».
"Любовь Яровая" (1970)
Такой успех не мог пройти не заметным. Актёра тут же представили на Ленинскую премию. Однако этому воспротивился главный режиссёр Юрий Завадский. Своё решение он мотивировал тем, что в его труппе Ленинской премии не имеют ни Вера Марецкая, ни Ростислав Плятт – корифеи театра.
"На графских разва- линах"(1957)
А тут какой-то Новиков. В итоге премию он не получил, зато заработал зависть со стороны своих коллег по труппе. Да что там зависть, как рассказывала в своё время вдова Бориса Новикова, против него развернули настоящую травлю…
Театр Сатиры
"Тихий Дон"
Долго терпеть такую ситуацию в труппе Борис Новиков не стал и в 1963 году ушёл из Театра им. Моссовета. Тут тоже не обошлось без эксцессов. «Доброжелатели» постарались нагадить ему вдогонку. Уже была почти достигнута договоренность о переходе Новикова в Малый Театр, но нашлись люди, которые позвонили и дискредитировали актера перед руководством. Переход сорвался.
"Голубая стрела" (1958)
А вот руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек оказался выше всех этих дрязг и принял Бориса Новикова в свою труппу. На этой сцене актёр отыграл с 1963 по 1972 год, создав галерею интересных образов.
Один из них: аптекарь в спектакле «Интервенция». Для своего героя Борис Новиков сочинил несколько остроумных реплик, сделав персонаж сочным и запоминающимся. Впоследствии на эту роль был введен Зиновий Высоковский, и с разрешения Новикова он использовал его реплики.
В 1972 году по причине диабета Борис Новиков решил порвать с репертуарным театром. С этого времени он сосредоточился на работе в кино…
Кино. Первые успехи
"Девушка с гитарой" (1958)
В кино Борис Новиков дебютировал еще в середине 50-х. Поначалу актёр исполнял преимущественно небольшие отрицательные
"Поэма о море" (1958)
роли различных пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Как говорится, ничего примечательного…
Сам Борис Кузьмич своими первыми киноуниверситетами считал съемки в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957-1958 годы), где ему достался образ Митьки Коршунова, свояка Мелеховых.
Тоже небольшая роль, но как это было сыграно! С юмором, искрометной иронией. С этой работы можно начинать отсчёт блестящих киноперсонажей великого актёра.
"Алые паруса"(1961)
Среди работ конца 50-х - первой половины 60-х можно отметить: парикмахера Матвея Яковлевича Цыплакова в комедии «Девушка с гитарой», секретаря комсомольской организации Кузьму Михалыча в драме «Друг мой, Колька!», созданного в сатирическом ключе подпоручика Гибель в военно-приключенческом фильме «Пакет».
Всесоюзная известность
"У тихой пристани" (1958)
Со временем стало очевидным, что использовать Бориса Новикова в амплуа отрицательного героя не столь эффектно. Его герои выглядели ироничными, порой ехидными, но никак не опасными.
"Испытательный срок" (1960)
Постепенно стало складываться иное амплуа актёра: стороннего наблюдателя событий, остроумного комментатора.
Этапной работой в кинокарьере Бориса Новикова стала роль ювелира Исаака Либерзона в популярном остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства» (1969).
Старый еврей, у которого петлюровцы убили сына, а большевики его обобрали, лишив не просто средств к существованию, а дела всей жизни.
Роль эпизодическая, но по своей мощи – настоящий шедевр, в котором актёру удалось совместить иронию (замечательное выражение: «Какой может быть мужской
"Адъютант его пре- восходительства"
разговор при таком пайке?») и драму, отразить безысходность его персонажа.
В 1971-1973 года на экраны страны вышел другой телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного
«Тени исчезают - в полдень»
актёра Бориса Новикова настоящую кинозвезду. Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас. Но миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай».
Этот персонаж актёр выдумал и раскрасил полностью сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми.
Вообще-то, в работе для Новикова режиссёр был непрекословным авторитетом. Он беспрекословно выполнял все требования, но при этом на съёмочную площадку актёр неизменно приходил с новыми, только что сочинёнными репликами, а порой и целыми режиссёрскими решениями (эх, умер в Борисе Кузьмиче режиссёр!).
"Капитанская дочка" (1958)
Это было всегда свежо, остроумно. Как такое не принять?! И после согласования появлялись очередные шедевры. Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!»,
"Друг мой, Колька!"(1961)
«Пойдуть теперь девки, мальчики.
Мальчики пойдуть... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под панфары!» (вместо «фанфары» Новиков выговаривал забавно: «панфары»). Эта фраза пережила артиста, став по-настоящему народной…
Король эпизода
"Павлуха" (1962)
Есть в нашем кинематографе ряд актёров (как, например, Михаил Пуговкин), которых по праву величают «королями эпизода». В первый ряд таких Мастеров стал и Борис Новиков. Он создавал образы разных людей: смешных и нелепых, вредных и занудных, а порой: пронзительно-трагичных.
"Донская повесть" (1964)
Объединяло их одно: за каждым небольшим эпизодом чувствовалась целая жизнь. Это были полнокровные персонажи со своим прошлым, со своей историей. Такое сыграть в нескольких кадрах подвластно только большим талантам.
Перечень маленьких шедевров Бориса Новикова впечатляет: весёлый, полный идей дед Афоня в комедии «Живите в радости», помешанный на армии генерал Томас Венделер в ироническом детективе «Приключения принца Флоризеля» («У меня не голова, а чугунное ведро… м-м-м… ядро»),
«Приключения принца Флоризеля» (1979)
ехидный дед Тимофей в комедийной мелодраме «Белые росы» («Я тебе трудности создавать буду»), Григорий Константинович в социальной драме «С юбилеем подождем» («От нервов в крови ацидофилин образуется»), сосед следователя Ярина Митрич в детективе «Убийство на Ждановской» («Изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт!»), дед Гришаня в мелодраме «Дамское танго» («Лету фирштейн, капут»).
"Пакет" (1965)
Фильмы, в которых принимал участие Новиков, могли быть выдающимися и проходными, не были проходными только его персонажи. Некоторые из его героев и имен-то не имели.
В драме «Алмазы для Марии» актёр появлялся в одном эпизоде в образе старика - гостя на свадьбе, внося живую струю своим хитроватым юмором. Из таких безымянных можно вспомнить: кума в драме «Кадкина всякий знает» («Надо мне парламентером итить. А то тебе- хендехох»), артиллерист в комедии «Трест, который лопнул» («Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»), официант в вагоне-ресторане в фильме «Гражданин Лёшка», скандалист в вокзальном буфете в фильме «Странная женщина».
"Алмазы для Марии"
Новиков был горячо любим и юными зрителями. Точнее не он, а мультипликационные персонажи, которые говорили его неповторимым голосом: черноусый жулик Курочкин из «Приключений Васи Куролесова», собака-рефери в 13 выпуске «Ну, погоди» и многие другие.
"Выстрел" (1966)
А самый знаменитый, самый любимый и самый легендарный, конечно же, почтальон Печкин из Простоквашино. И здесь тоже не обошлось без коронных фраз Новикова: «Его в поликлинику надо сдать. Для опытов!», «Почему я раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было».
Последние годы
"Кабачок "13 стульев" (1969)
По воспоминаниям окружавших его людей, Борис Новиков был по характеру и натуре добрейшим человеком. Актриса Зинаида Кириенко вспоминает: «Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись. Мы его называли «массовик-затейник». При этом никого своими шутками не обижал.
"Семь стариков и одна девушка"
Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком». Однако не стоит считать, что он был эдаким простачком. «Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают», - говорит Людмила Чурсина.
"Следствие ведут Знатоки" (1981)
Когда в начале 90-х наступил упадок отечественного кинематографа, Борис Кузьмич очень сильно переживал и надеялся на лучшее. Он всё ждал, что его позовут, предложат сыграть что-то интересное, но звонков не было...
"Вот такие исто- рии" (1974)
Будучи человеком необыкновенно скромным, Борис Кузьмич никогда ничего не просил, потому последние дни доживал в нищете.
Денег не хватало даже на самое необходимое, а проблем было немало. Мало кто знал, что Борис Кузьмич и его жена Надежда Антоновна воспитывали сына – инвалида с детства.
"Живите в радости" (1978)
Лекарства, педагоги: на это требовались приличные средства. Ко всему в последние годы прибавилось и обострение собственного заболевания – сахарного диабета… Помощь артисту оказывал лишь Леонид Ярмольник, который ежемесячно присылал ему 200 долларов.
"Кадкина всякий знает" (1976)
Борис Кузьмич ушёл из жизни 25 июля 1997 года. Ушел тихо, незаметно.
Денег в семье не было, а чиновники от кино не посчитали необходимым выделить помощь. Потому и похоронили его скромно, узким кругом близких людей в Москве, на Даниловском кладбище.
Даниловское кладбище
Позже об этом написала «Комсомольская правда», и читатели газеты собрали деньги на памятник. После смерти Бориса Кузьмича Надежду Антоновну и её тяжело больного сына Сергея стали опекать сотрудники Гильдии актеров кино. Надежда Антоновна пережила мужа на 11 лет…
Последняя роль Бориса Кузьмича в кино состоялась уже после его ухода из жизни. В 1999 году вышел 6-серийный детектив «Транзит для дьявола» режиссера Владимира Плотникова.
"Транзит для дьявола" (1999)
Картина была смонтирова - на на основе материала, отснятого много лет назад и не вошедшего в другие фильмы Вл. Плотникова («Отряд Д», «Заряженные смертью»). Вошли в картину и кадры с участием Бориса Новикова, а роль за него озвучил Юрий Саранцев.
Есть идея! (1977)
Воровка (1994)
Печники (1982)
Подросток (1983)
Тайна "Чёрных дроздов" (1983)
Князь Удача Андреевич (1989)
На Муромской дорожке (1993)
Белый танец (1981)
Белые росы (1983)
Просмотров: 16154
Добавил: Olesia
Дата добавления: 03.05.2013