Кадр из фильма "Дни Турбиных" (1976)
(21.07.1929 - 16.03.1992)
Заслуженный артист РСФСР (23.01.1974)
Народный артист РСФСР (04.06.1980)
Пётр Щербаков
не был избалован вниманием прессы и кинокритики. Большинство статей о нём появились уже после смерти артиста,
а при жизни, если и приходилось отвечать на дежурные вопросы корреспондентов, то Пётр Иванович отделывался немногословными, стандартными ответами.
Пётр Щербаков родился в Калужской области, в рабочей семье двадцатипятитысячников, которые в тридцатые годы, подобно шолоховскому Семёну Давыдову, поднимали целину.
После войны семья партийного активиста, чудом избежавшая расправы карателей во время оккупации, переехала в Москву. Подростком Пётр Щербаков устроился на
знаменитый ЗИЛ в конструкторское бюро штамповочно-механического цеха, где работал и его отец. Вечерами же учился в автомеханическом техникуме, и в свободное от учёбы и работы время занимался в театральном кружке заводского клуба - это старшие сёстры решили найти ему занятие, отвлекающее от влияния улицы. Уж больно он был озорной парень! Да и когда было озорничать – то?
Спал по три-четыре часа в сутки, голова кружилась от недоедания. Тем не менее, диплом Пётр Щербаков получил с отличием и без экзаменов перешёл во втуз. Но тогда уже сцена для него стала гораздо притягательнее, чем диплом инженера.
ГИТИС
"Пе-коптер!"
В театральный институт Пётр Щербаков попал совершенно случайно: во время прогулки, переступив порог ГИТИСа со словами: «Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь». И ему в просьбе не отказали, посмотрели.
"Повесть о первой любви"
Специалисты тогда в ГИТИСе были замечательные, глянули - и взяли Петра Щербакова сразу на второй курс. Правда, пришлось целый год сдавать экзамены по предметам, которые другие сокурсники «прошли» в первый год обучения.
Вместе с ним такую же «двойную» нагрузку на актёрском факультете несли и два других весёлых и более юных студента Борис Владимиров и Вадим Тонков, позже ставшие знаменитыми эстрадными персонажами Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитишной.
"Добровольцы"
В течение года друзья почти не разлучались: вместе занимались, обедали, готовили этюды и отрывки, сдавали
"Страницы былого"
бесконечные экзамены и зачёты. Их старания не пропали даром: все благополучно перешагнули на следующий семестр.
Правда тут великий педагог Ольга Ивановна Пыжова, художественный руководитель курса, перешла во ВГИК, взяв с собой единственную студентку Надежду Румянцеву, свою любимицу. Перевёлся на режиссерский факультет к Юрию Завадскому и Борис Владимиров. И только Щербаков с Тонковым доучились до конца. После окончания института Щербакова отправили на три года в Германию, в знаменитый театр группы Советских войск. Там – то он и освоил «первые университеты» сценического искусства, первые профессиональные шаги на сцене.
«Современник»
А затем актёр был зачислен в труппу театра «Современник», где оказался в гуще всех новых театральных веяний. Театр «Современник» тех лет - это символ, отдушина. Это клуб, где собирались прогрессивные писатели, поэты и художники.
"Битва в пути"(1961)
Это бесконечные споры, горячие обсуждения. Это первый опыт самоуправления, когда театром руководили сами артисты. И даже зарплату распределяли именно они - в зависимости от того, кто, сколько времени отдаёт сцене. Актёр оказался в гуще этих событий. Он принял в них самое деятельное участие - возглавил парторганизацию театра.
"Мы вас любим"(1962)
В своей книге Вадим Тонков написал о своем закадычном друге: «Вообще-то в жизни, Пётр был вечный секретарь. Сначала комсомольских, а потом и партийных организаций: и на ЗИЛе, и в ГИТИСе, и в «Современнике», а потом и во МХАТе.
"Первый день мира" (1959)
Он внешне и внутренне, казалось, был рождён для этой роли. Но как же он мучился своей ролью. Но терпел, поскольку понимал, что лучше он, потому что он добр и мягок к людям, лучше он, потому что он искренен и справедлив, лучше он, потому что у него есть честь и совесть, лучше он, потому что он НЕ делал из своих партийных обязанностей дешёвую карьеру...»
"Мне двадцать лет" (1964)
Пётр Иванович был удивительным и неповторимым на этой должности. На своём посту он делал очень много для «Современника». Одному Богу известно, как он находил общий язык с партийными чиновниками, но факт остаётся фактом - театр, который не любили, который постоянно был в опале, продолжал работать.
Любая предложенная Петру Щербакову роль, была для него счастьем. А как была сыграна роль? Нет, не сыграна роль! Прожита целая жизнь безногого Кинди в спектакле «Без креста»!
"Им покоряется небо" (1963)
Перед зрителями предстало только могучее тело и руки на убогой дощечке с колёсиками. На сцене «Современника» актёр сыграл лучшие свои роли, может, не все достойные его таланта - но такова профессия.
"Тридцать три" (1965)
Во всех воспоминаниях Пётр Щербаков – душа компании, товарищ, для которого дружба – превыше всего. И именно к друзьям – Олегу Ефремову и Евгению Евстигнееву – Пётр Щербаков ушел служить во МХАТ.
Ранние роли в кино
"Иду искать"(1966)
Внешность Петра Щербакова была идеальной, подходила для того, чтобы играть положительных героев. В молодости он - крепкий,
"Весна на Одере"
коренастый, с открытым лицом и светлой улыбкой удивительно напоминал парня из советских плакатов, прославляющих труд рабочих. Он походил на тех здоровых, лучистых, крепких парней, которых он сыграл в начале своей кинокарьере.
Это и Ион – его самая первая роль в фильме «Пе-коптер» (1956). Это и деревенский паренек Алексей, который приезжает на заработки в Одессу в историко-революционном «Страницы былого» (1957) Владимира Кочетова и Евгения Пашкова. Пётр Щербаков убедительно создал образ
парня, активного одессита-ленинца, усвоившего, что за свои права надо бороться революционным путём.
Это и прославивший актёра образ метростроевца Славки Уфимцева в ленте Юрия Егорова «Добровольцы» (1958). Кинороман по одноименному роману в стихах Долматовского превратился в романтическое повествование о комсомольцах 30-х годов. Пётр Щербаков, Михаил Ульянов и Леонид Быков нашли в картине для своих героев подлинно человеческие краски, нужную степень характерности того поколения.
Возрастные роли
С возрастом Пётр Иванович перешёл на чиновников. Но и здесь за счёт каких-то неведомых, внутренних чёрточек, штришков, присущих только ему, актёр
Щербаков делал образы всех этих секретарей обкомов и райкомов совершенно разными: кто-то был более воинственным, кто-то - трусливым, кто-то - принципиальным.
Петра Ивановича режиссеры любили, приглашали, зная его умение быть в роли серьёзным и в то же время неуловимо придавать герою комедийные черты. Органично и талантливо актёр создал образ гостя в комедии
"Денискины рассказы"
«Большая перемена». Уникальность актёрского таланта Петра Щербакова раскрылась и в комедиях Эльдара Рязанова: «Служебный роман» (1977, роль Бубликова) и «Гараж» (1979, муж Аникеевой). Штучным товаром были эпизоды Щербакова, которые зрители запоминали надолго.
"Следствие ведут Знатоки"
На съёмках картины «И жизнь, и слёзы, и любовь» (1984), где Пётр Иванович сыграл директора дома престарелых Федота Федотыча, все вдруг увидели двух совершенно разных Щербаковых. Один - в образе - хмурый и бездушный чиновник, который в жителях дома видел только «контингент».
"Нервы, нервы" (1972)
И другой - сам актёр - обаятельный и душевный человек, который с такой заботой ухаживал за коллегами старшего поколения, что они не чаяли в нём души, особенно легендарный Мартинсон.
Играя важных начальников, бюрократов, партийных чиновников Щербаков вкладывал в роль целую жизнь. Он умел «оживлять» даже плакатные образы, без
"Обыкновенная Арктика" (1976)
малейшей фальши показывал их со всеми типичными «признаками», свойственными людям при власти. Таковы щербаковские герои в кинолентах Карена Шахназарова: Иван Бавурин
"Опровержение" (1976)
в комедии «Мы из джаза» (1983), администратор в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх» (1985).
Конечно же, в кино Пётр Щербаков особенно ярко проявился как актёр характерный. Однако был и генерал-майор Телегин в военной ленте «Освобождение» (1972), была замечательная роль Студзинского в «Днях Турбинных» (1976), Бондарь в детективе «Следствие ведут знатоки. Дело №13. До третьего выстрела» (1978).
"Служебный роман"
Это один из тех редких случаев, когда характерность уживалась в одном актере с героическим амплуа.
Последний съемочный 1992 год был для актёра плодовитым, как впрочем, и все предыдущие. На экраны вышли телесериал «Сыщик Петербургской полиции» и сразу три фильма с его участием: мелодрама «Одна на миллион»,
"Гараж"
комедия «Маленький гигант большого секса» и новелла Игоря Пушкарева «Ход слонов». В последней ленте Пётр Иванович блестяще сыграл главную роль – Димкиного папу, никогда не игравшего в шахматы и одержавшего победу над гроссмейстером благодаря интересу к кроссвордам.
Личная жизнь
Петр Щербаков был душой актёрских компаний, у него в доме собирались после премьер. Он накрывал стол, угощал блюдами, приготовленными собственноручно. Своих друзей он любил безгранично. Он до конца жизни был верен дружбе и верил в великую силу искусства!
Кадры из фильма «Мы из джаза» (1983)
Пётр Иванович был замечательным семьянином. Его первая жена умерла, оставив сына Андрюшу, когда тот был ещё младенцем. Вместе со второй женой Валентиной Ивановной они воспитывали мальчика, восхищая
окружающих, как умные и заботливые родители. Пётр Иванович старался не расставаться с сыном никогда, по возможности возил с собой на съёмки, и в минуты, когда он играл с сыном, многие по-настоящему понимали: вот он - отец! Андрей поступил в студию МХАТа, учился у Олега Табакова, но со второго курса уехал с друзьями-циркачами в Америку и там довольно успешно работает в Бродвейских театрах.
Петра Ивановича Щербакова не стало 16 марта 1992 года. Похоронен в г. Москве на Ваганьковском кладбище (7 уч.) Его мама умерла через год, ей исполнилось 93 года. На даче Щербаковых растёт большая, красивая русская берёза. Пётр Иванович давным-давно облюбовал этот участок именно из-за неё. После его ухода рядом с этой берёзкой выросло ещё шесть...
Автор статьи Татьяна Новитченская
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Просмотров: 8815
Добавил: Olesia
Дата добавления: 30.01.2016